С воздушно
десантными войсками Леонид Васильевич Хабаров связан с 1966 года.
- Поступал я в летное училище,
- вспоминает он события более чем сорокалетней давности, - но из-за сломанной во время боксерского поединка носовой перегородки в летчики меня не взяли. Врач на медкомиссии так и сказал
- дело безнадежное, а вот Воздушно-десантные войска как раз для тебя.
Хабаров в школе активно занимался спортом, был сильным и крепким. Это и повлияло на врача из медкомиссии, предложившего Леониду пойти в ВДВ. Можно было в тот же год попытаться поступить в десантное училище, но Хабаров решил прежде испытать себя срочной службой. Вернулся в Нижний Тагил, пошел в аэроклуб, совершил несколько прыжков с парашютом и ушел солдатом в Воздушно-десантные войска.
После артиллерийской десантной учебки служил в десантном полку командиром минометного
расчета, стал заместителем командира взвода. И лишь когда отслужил положенные два года, поступил в Рязанское училище. После четырех лет учебы сам попросился в Фергану, хотя была возможность выбрать для службы место и покомфортнее.
В Фергане Хабаров командовал взводом отдельной разведро-ты 105-й воздушно-десантной дивизии. Через два года принял эту роту и сделал ее лучшей в Воздушно-десантных войсках. Сам легендарный командующий ВДВ Василий Маргелов поставил Хабарова в звании старшего лейтенанта командиром парашютно-десантного батальона в Чирчике.
Сегодня, отвечая на вопрос о секретах успеха его разведроты, Леонид Васильевич вспомнил интересную деталь. На скалолазной подготовке, когда его солдаты спускались с высоты, он становился у подножия скалы и смотрел каждому в глаза. Есть здоровые ребята, хоть картину с них пиши. А спустятся один раз со скалы и
обратно вверх не очень рвутся. Другие же сами просятся повторить восхождение и спуск.
Такие столь необходимые десантнику качества, как доходящая до дерзости смелость, не всегда являются врожденными. Но их можно развить. И в ВДВ этим занимались постоянно, достигая просто поразительных успехов. А еще Воздушно-десантные войска учили преодолевать трудности, ценить солдатское братство.
Чувство локтя особенно нужно в горах. В 1975 году со своей ротой старший лейтенант Хабаров сутки карабкался на безымянную, высотой 4664 метра, гору на Памире. И покорил эту высоту, чтобы назвать ее Пиком ВДВ. С тех пор у Леонида Васильевича постоянно с собой засушенный между листами записной книжки цветок эдельвейс. Не каждому суждено увидеть его красоту в окружении первозданной природы. Для этого нужно как минимум поставить перед собой цель и отправиться в путь по дороге, богатой на препятствия.
Воздушно-десантные войска учат преодолевать трудности, развивают самые лучшие черты характера. Солдаты всех подразделений, которыми командовал Хабаров, уходили в запас совсем другими людьми. Рос вместе с ними и Леонид Васильевич. В том числе и по служебной лестнице. С должности комбата его направили на курсы «Выстрел». Отучившись, Хабаров участвовал в формировании 56-й десантно-штур-мовой бригады в Чирчике. С ней и вошел в Афганистан.
- Ночью 25 декабря 1979 года нам приказали взять перевал Са-ланг через сутки, - вспоминает Леонид Васильевич, - мы это сделали через 22 часа. И, прежде всего, потому, что были хорошо подготовлены.
Обычно в Афганистане служили два года, но в апреле на первой Пандшерской операции Хабаро-
ва, как он говорит, крепко зацепило. В Союзе его подлечили и приняли без экзаменов в академию имени Фрунзе. Учился Хабаров заочно и командовал кадрирован-ным мотострелковым полком. За четыре года, как он сам сегодня оценивает то свое состояние, Леонид Васильевич «прокис» и снова попросился в Афганистан.
Был назначен начальником штаба своей родной десантно-штурмовой бригады. Во время одной из операций вместе с боевой машиной упал с обрыва, был сильно изломан физически, но в душе не сломался. Служил в Львове. Здесь командование округом предложило ему возглавить военную кафедру в одном из вузов, где будут востребованы его опыт и знания при подготовке молодых людей к службе в армии.
В 1991 году Леонид Васильевич перевелся на военную кафедру Уральского политехнического института. С тех пор под его руководством кафедра стала сначала факультетом, потом институтом военно-технического образования и безопасности. Учебное заведение такого типа - первое в стране. Да и сегодня по его образу и подобию создано всего несколько таких институтов.
Начальник института Леонид Васильевич Хабаров собрал под своим началом замечательных педагогов, объединив их в коллектив единомышленников. Многие из преподавателей прошли бое-
вые действия, были ранены, как, например, заместитель Хабарова полковник Олег Бугров. Кафедру разведки возглавляет Герой России, полковник Олег Касков. Служил в танковых войсках, но сейчас регулярно прыгает с парашютом, свой, десантник. Героя получил в Чечне. Воевал в Чечне и еще один преподаватель института, кстати, его выпускник, майор Иван Фролов.
Специалистов для армии и других силовых структур институт Хабарова готовит замечательных. Жаль, что в последнее время в связи с очередными реформами вооруженных сил они не всегда востребованы. Но ребята Хабарова служить Родине мечтают по-настоящему и даже соглашаются на сержантские должности в надежде на востребованность их знаний в будущем.
В должности начальника штаба бригады продолжает служить в ВДВ и старший сын Хабарова Виталий. Прошел две Чечни, не раз был награжден. Воевал в Чечне и младший сын - Дмитрий Хабаров - командир десантного взвода разведки. Принял десантную роту, но покомандовать ею так и не успел - во время боевых действий потерял ногу.
Неравнодушны к ВДВ четверо внуков Хабарова и даже единственная внучка Тоня. Как-то ко Дню Воздушно-десантных войск она подарила дедушке свою фотографию в десантном берете. Снимок этот Леонид Васильевич всегда носит с собой.