Председатель Свердловского регионального отделения Союза десантников России Владимир Анатольевич Мезенцев в самое ближайшее время ко всем своим наградам и званиям собирается прибавить еще одно — кандидат наук. За работу над диссертацией он взялся некоторое время назад не из соображений престижа, а потому что почувствовал необходимость выразить в форме научного труда свои наблюдения над отношением общества к подготовке юношей к службе в армии.
НАЧАЛА девяностых годов прошлого века я с тревогой слежу за тем, как снижается боеспособность наших вооруженных сил, - говорит Владимир Анатольевич. - И во многом так происходит потому, что не уделяется должного внимания, и эта мысль вынесена в название моей диссертации, формированию военно-прикладной подготовленности у допризывной молодежи. Молодой человек должен приходить в армию с определенным багажом навыков в военной области, что особенно актуально сейчас, когда срок службы сокращен до одного года. Ну а уж о физической и психологической подготовке и говорить не приходится. Это аксиома. Как и чувство патриотизма, без которого армия не побеждает. Все мы, кто служил, воевал, прекрасно это понимаем, выстрадали и проверили данные истины на своем личном опыте.
Сам Владимир с благодарностью вспоминает простую сельскую школу, в которой он учился, и где был военрук - кадровый военный. А еще в распоряжении школьников были спортзал, футбольное поле, стадион, хоккейная школа, конный двор, лошади и полноценный воспитательный процесс, в котором участвовали не только педагоги, но и все общество.
- С сигаретой в зубах я просто не смог бы пройти по улице, - вспоминает Владимир, - мне тут же сделали бы замечание. А вот трудиться, осваивать рабочую специальность - это пожалуйста. В четырнадцать лет я уже работал помощником комбайнера, зарабатывал себе на пальто и ботинки, в шестнадцать - получил права и самостоятельно управлял трактором. Все это в армии мне здорово пригодилось.
Владимиру Мезенцеву, как он сегодня говорит, выпала честь служить в прославленной 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии.
- Ее, к сожалению, расформировали, - с горечью говорит Владимир Анатольевич, - но в памяти всех, кто в ней служил, она останется навсегда. Я даже недавно песню написал, в которой есть такие строки: «Я в дивизии 103-й службу ратную несу. Без труда преодолею я препятствий полосу. Полк гвардейский, взвод гвардейский, одна гвардия вокруг. И подруга мне - удача, парашют - мой верный друг.
Да, сегодня, кроме научных трудов, Владимир пишет стихи и песни. А впервые всерьез он взялся за перо на четвертый месяц службы в Афганистане. Случилось это аккурат после выступления перед воинами-интернационалистами Иосифа Кобзона.
- Иосиф Давыдович в феврале 1980 года приехал к нам первым, -вспоминает Владимир Мезенцев. -Позади были десантирование, захват стратегических объектов в Кабуле, первые бои и тяжелая солдатская работа, когда спали по три часа, и то стоя. Я даже про то время стихи сочинил: «Было страшно, было трудно, но у всех хватило сил. Генерал нам перед строем благодарность объявил». Есть у меня и такие стихи, но это не первое мое сочинение. Сначала я написал такие строки: «Четвертый месяц я в Афганистане. Афганский изучаю я язык. Дреш, шегерс марш, буру я знаю и к остальным словам давно уже привык. Могу спросить афганца, как его дела, куда идет и как его зовут. Афганцы запросто меня поймут.
Знание афганского языка помогло Владимиру получить афганский орден. К награде его представили, конечно, не за переводы. Просто нужно было вывести крупное подразделение афганских войск к месту проведения операции. Десантник Мезенцев, способный уже к тому времени найти с афганцами общий язык, вызвался это сделать. И сделал. Хотя по пути попал под артиллерийский обстрел и был контужен.
Впоследствии в ходе боевых действий он не раз попадал в серьезные переделки, но о службе в Афганистане сохранил самые светлые воспоминания.
- Восхищаюсь, что там был, что там видел, - говорит Владимир Мезенцев, - и теми ребятами, с которыми служил. У меня осталась гордость за службу. И гордость эту несу до сих пор. Есть солдатский Афганистан - это свято.
Служба в Афганистане дала направление и всей гражданской жизни Владимира Мезенцева. Уволившись в запас, вместе с целой группой товарищей-афганцев он поступил в юридический институт, где еще во время учебы занялся военно-патриотической работой.
Занимается воспитанием молодежи Владимир Анатольевич Мезенцев и сегодня. Союз десантников одной из главных своих задач считает объединение под своей эгидой военно-патриотических, военно-спортивных клубов, разработку для них программ, положений. И создание новых клубов, в которых юноши могли бы готовить себя к службе в армии.
Таких клубов сейчас катастрофически не хватает, - считает Владимир Мезенцев. - Казалось бы, у нас есть военная доктрина, самые разные концепции, программы, инструкции. На всех уровнях говорят о необходимости крепить оборону, готовить юношей к службе в армии. Но когда доходит до конкретики, оказывается, что денег ни на что почти не выделяется. И мы даже сталкиваемся с попытками брать с молодежи деньги за занятия тем же спортом, техническим творчеством. Такое положение дел нужно в корне менять. И чем быстрее, тем лучше. Иначе завтра может быть поздно. Мы пока, по большому счету, живем за счет человеческого потенциала советских времен. Если не готовить к службе Отечеству молодежь, завтра некому будет управлять всей той мощной техникой, которая имеется в вооруженных силах. И создание новых образцов которой продолжается. Но без специалистов, способных ее облуживать, техника превратится в груду металлолома.
Союз десантников, а значит, все десантники, вместе делают все от них зависящее для воспитания молодежи. И своих детей прежде всего. У Владимира Анатольевича Мезенцева две замечательные взрослые дочери и сын Владимир Владимирович, родившийся четыре с лишним года назад в День военной разведки. Отец гордится, что у сына любимыми стихами стали знаменитые строчки: «Лучше нету войск на свете, чем десантные войска».