ТАЛИЦА - ГОРОД РАЗВЕДЧИКОВ
С Игорем Ивановым , лидером талицких «афганцев» и атаманом казачьей станицы, мы говорили о патриотизме, традициях служения Отечеству, долге перед Родиной, которые у нашего народа в крови. Казак в восьмом поколении, Игорь Михайлович не только преподает в средней школе №4 города Талицы и спортивной школе имени героя-афганца Юрия Исламова, но и возрождает казачьи традиции, занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи. Его воспитанники учатся в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, различных учебных заведениях пограничных войск, служат в армии. Сам Игорь Михайлович, глядя на фотографии бравых молодых людей в военной форме, которых он помнит еще мальчишками, учениками школы №4 и подопечными в спортивной школе, вспоминает свою молодость и свой настрой на службу в Вооруженных Силах. И обязательно в разведке.
О Кузнецове мы знали все
Для талицких мальчишек легендарный разведчик Николай Кузнецов всегда был и остается кумиром.
- О Кузнецове мы знали все с детства, - вспоминает сегодня Игорь Иванов. - Во всяком случае, в том объеме информации, который был доступен. Нас часто водили в музей, рассказывали о Кузнецове, его подвиге. И постепенно у нас вызревало желание быть похожими на легендарного разведчика.
Свое желание быть похожими на Кузнецова талицкие мальчишки подкрепляли успехами в учебе, активными занятиями спортом. Игорь Иванов увлекался лыжными гонками, легкой атлетикой, стрельбой, биатлоном, ездил на общероссийские соревнования. Уже во время учебы в Талицком лесном техникуме имени Кузнецова стал кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам, выполнил первый взрослый разряд по легкой атлетике и стрельбе. Хотел поступать в институт физкультуры, но потом решил сначала отслужить в армии. К такому решению его подтолкнул и пример старшего брата Вячеслава, который в военное училище поступил после двух лет срочной службы на Северном флоте.
Сначала нужно испытать себя реальным делом, решил Игорь Иванов, и сделал все, чтобы попасть в спецназ главного разведывательного управления. Со всей Свердловской области туда брали в год только двадцать человек. Критерии отбора были жесткими, но Игорь для «афганского» спецназа подошел по всем критериям, включая даже «азиатскую» внешность.
- Призывали меня в армию из Талицы, - рассказывает Игорь Иванов, - а вот мой земляк и ровесник Юра Исламов из-за сложившихся жизненных обстоятельств уходил служить из Октябрьского военкомата Свердловска. Виктор Бабенко служить отправился из Нижнего Тагила. Но попали мы все в одну бригаду в соседние части.
Город воинов
Сначала, как у всех, была «учебка».
- В Чирчике мы наматывали в день по 40- 60 километров , - вспоминает Игорь Михайлович, - к тому же со стрельбой. Фарси активно учили. И ни у кого из нас не было сомнений, что впереди нас ждет Афганистан. Так и случилось.
«Афганский» отряд специального назначения, куда попал служить Иванов, базировался в населенном пункте Лашкаргах, название которого переводится как «город воинов». Основал его Александр Македонский, и об этом Игорь готов рассказывать до бесконечности. А о себе и «своем» Афганистане - скупо, всего пару слов.
- Хорошо помню первый караван, который мы захватили, - делится воспоминаниями Игорь. - Из Афганистана в Пакистан переправляли большую партию наркотиков в обмен на оружие. Мы не дали сделке совершиться. Караван захватили удачно. Правда, потом попали в окружение. Всю ночь оборонялись. Я тогда получил осколочное ранение и контузию.
Сегодня во всемирной паутине можно прочитать, что за тот захват наркодельцы приговорили всю 622-ю разведывательную группу 370-го отряда к смерти. Ребят даже хотели разбросать по разным группам, чтобы не дай бог чего не вышло.
- В итоге, учитывая наше желание быть вместе, группу сохранили, - рассказывает И. Иванов, - и мы прикрывали границу, захватывали караваны с оружием и наркотиками. Рутинная, одним словом, работа.
Про спецназ ГРУ в Афганистане даже говорить нельзя было громко. Ребята служили, воевали, оставаясь в тени, порой незаслуженно обойденные наградами. Но это было не главное. Они честно исполняли свой долг. И становились другими людьми. Не только повзрослевшими, но и с несколько иным взглядом на мир.
Игорь Иванов сегодня часто говорит друзьям, что если бы не служба в армии, он был бы несколько другим человеком. Именно в Афганистане он решил стать тренером, преподавателем и готовить ребят к службе в армии.
- Чтобы им было не так тяжело, как нам, - говорит Игорь. - Служба - это ведь дело серьезное.
«Афганская» группа
Уволившись весной 1988 года в запас, Игорь Иванов узнал, что в Свердловском педагогическом институте начинают подготовку тренеров и преподавателей начальной военной подготовки. Функционирует в институте и военная кафедра, так что есть возможность стать офицером.
- Для меня это было идеальным решением, - утверждает с высоты сегодняшнего жизненного опыта Игорь Иванов. - И учеба подтвердила правильность моего выбора.
Игорь учился в одной учебной группе с Олегом Белоусовым, который был в его «афганской» разведгруппе снайпером, ныне известными бардом Евгением Бунтовым и членом правления Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Юрия Исламова Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» Владимиром Зайцевым.
Группа была полностью «афганской». И опекал ее тогда начальник военной кафедры, а ныне проректор Уральского государственного педагогического университета по воспитательной работе Владислав Антонович Середа, командовавший в Афганистане мотострелковым полком.
Герои на все времена
После выпуска Игорь Михайлович вернулся в родную Талицу и окунулся в водоворот сложных проблем, выплеснутых на поверхность нашей жизни времен перемен. Не стало комсомола, и в районной администрации ему предложили создать комитет по молодежной политике. Но исчезновение комсомола было не самым страшным. Не стало Советского Союза, посылавшего Игоря Иванова и его друзей служить в Афганистан. Начались и попытки ниспровержения героев советских времен.
Самый яркий пример - демонтаж памятника Николаю Кузнецову в Львове. Николай Струтинский, фронтовой соратник легендарного разведчика, вывез памятник в Талицу. И сам переехал из Львова на Урал на постоянное место жительства.
С Николаем Струтинским Игорь Иванов часто беседовал, расспрашивал о Кузнецове. А как-то раз пришел за советом. По Талице кто-то стал распространять слухи, что Герой Советского Союза Юрий Исламов не погиб, подорвав себя гранатой, а недавно вернулся из афганского плена.
- Я спросил у Николая Струтинского, что делать, - делится пережитым Игорь Иванов, - ведь такие слухи порочат память героя.
Николай Струтинский посоветовал написать опровержение, тем более что с подобными инсинуациями в адрес Николая Кузнецова он уже сталкивался. Игорь Иванов дал материал в газету. И даже инициировал съемки фильма. И еще раз сказал всем, что никому не позволено пытаться ставить под сомнение подвиги героев. Они остаются с нами на все времена.
Юрий Исламов из Талицы повторил подвиг своего земляка Николая Кузнецова. Так писали в свое время газеты. Писали может быть несколько пафосно, но это единственная правда. И домыслы здесь ни к чему.
Памяти
Юрия Исламова
Уже несколько лет в Талице проходят спортивные соревнования памяти Юрия Исламова.
- Юра был разносторонним спортсменом, - говорит И. Иванов, - в том числе и боксером. Соревнования по боксу в день гибели Исламова мы сейчас и проводим. В этом году к нам приезжали даже юниоры из Казахстана, так что соревнования были международными. А в следующем году, я надеюсь, на наших соревнованиях можно будет стать и кандидатом в мастера спорта.
Такие соревнования очень важны как ориентир для молодежи, решающей для себя важнейший вопрос - на кого равняться в своей жизни. И как память о тех, кто погиб, исполняя воинский долг. Из числа тех, кто был призван на службу в Афганистан из Талицы, погибло семь человек. И всех их в городе помнят.
Память о тех, кто был верен Родине до конца, сохранение самых лучших народных традиций является лейтмотивом деятельности Игоря Иванова по возрождению казачества. Он создал казачий ансамбль. А еще ведет борьбу за создание в Талице казачьего кадетского корпуса.
Что такое казачество? Это прежде всего патриотизм, служение Отечеству. Прадед Игоря Иванова казачий полковник Василий Борщ воевал, был полным георгиевским кавалером. А еще из преданий о своих предках-казаках Игорь Михайлович знает, что никто из них никогда не курил, не говоря уже о злоупотреблении спиртным.
- И мы сегодня стараемся проводить мероприятия так, - говорит Игорь Иванов, - чтобы всем и без спиртного было интересно и весело.
Когда жизнь наполнена смыслом и общественно-полезными делами, искусственные стимуляторы не нужны.
На снимке: казачья шашка будущему генералу Олегу Торгашеву; Игорь Иванов с мамой Юрия Исламова Любовью Игнатьевной.
Игорь ЛАВРЕНОВ