Магомеда - так душманы называли в Афганистане «Ураганы» и «Грады», стоявшие на вооружении 28 артиллерийского реактивного полка. В этом полку в должности замполита батареи старший лейтенант Евгений Иванов начал свою «афганскую» службу. Через десять месяцев было назначение на должность замполита артиллерийского дивизиона 66-й от- I ч дельной мотострелковой бригады. На вооружении здесь были не менее грозные габицы Д-30.
Впрочем, грозным любое оружие делают люди. Евгений Иванов всегда был «стреляющим» замполитом. Афганистан поднял его мастерство артиллериста на недосягаемую высоту. Это хорошо помогало ему в дальнейшей службе. Когда подчиненные узнавали, как он стреляет, его авторитет становился непререкаемым. Но это было потом, а тогда, с сентября 1983 по октябрь 1985 года, в Афганистане шли, пожалуй, самые напряженные за весь период нахождения здесь ограниченного контингента советских войск бои. Случались ранения, контузии, и замполит Иванов часто оставался за командира. В 1984 году даже в отпуск не смог пойти. «Отгулял» его только в январе 1985-го. Не мог оставить своих бойцов без «зам-политовского» пригляда.
Обученность артиллеристов его подразделений всегда была высочайшей. Наводчики работали исключительно. Не меньшего уважения заслуживали и те, кто подавал снаряды. За бой приходилось до четырех тонн боеприпасов перебрасывать. И это в условиях дикой жары.
При такой температуре есть совершенно не хотелось, и с понятием «дефицит массы тела» в Афганистане сталкивались очень часто. Евгений Иванов говорит, что на «афганских» фотографиях его узнать сегодня невозможно -настолько он был худым, можно сказать, просто иссушенным безжалостным афганским солнцем. Но это так, к слову. В ходе боя никто о жаре не думал. От точности стрельбы зависели жизни.
- Мотострелки нас здорово ценили, - говорит Евгений Иванов. - Они у нас даже учились огонь корректировать. Но в большинстве случаев на корректировку шли, конечно, наши офицеры. Как правило, это были начальник разведки или командир взвода управления. Мастерство у наших корректировщиков всегда было высочайшим.
После Афганистана Иванов служил в самых разных гарнизонах. Последние тринадцать лет - заместителем начальника Еланского окружного учебного центра. Уволился с военной службы в звании полковника. «Черный тюльпан» - один из лучших мемориалов памяти афганской войны стал для Евгения Иванова местом встречи с однополчанами.
- Встречаемся мы с однокурсниками и в Москве, - говорит Евгений Иванов. - Там нас собирает лидер российских афганцев Франц Клинцевич, который, кстати, в училищные годы был в моем отделении. Окончили мы наше тогда Свердловское военно-политическое танко-во-артиллерийское училище в олимпийском 1980 году. Многие из нас прошли через Афганистан, который никогда не забудем.