ОДИНАКОВЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ ФАРАХРУДСКОГО БАТАЛЬОНА ПОДАРИЛИ НАДЕЖДУ СОЛДАТСКИМ МАТЕРЯМ
Афган драматически прошелся по судьбам многих молодых людей семидесятых-восьмидесятых годов. Но он же воспитал целое поколение настоящих государственников, которые сегодня возглавляют мощные общественные организации, стали известными политиками регионального и федерального уровня, успешно трудятся в органах исполнительной власти, занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи. Один из них -председатель Свердловской областной общественной организации имени Героя Советского Союза Юрия Исламова Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», депутат областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Виктор Бабенко. В 1988 году он в составе 411-го отдельного отряда специального назначения ГРУ выходил из Афганистана.
Сержанту Виктору Бабенко до «дембеля» оставалось два месяца, когда 11 августа 1988 года он вместе с сослуживцами по фарах-рудскому батальону пересек советско-афганскую границу в районе Кушки. Позади остались бои с моджахедами, горечь потерь. Впереди - увольнение в запас, неопределенность судьбы в потрясаемой перестройкой стране, которая через три года перестанет существовать.
Но до этого была памятная для Виктора осень 1986 года. Его, студента техникума, не должны были пока призывать в ряды Вооруженных Сил СССР. Но примерной дисциплиной молодой человек не отличался, его всегда тянуло «на подвиги», которые не одобряли педагоги. В итоге - перерыв в учебе и повестка из военкомата.
- Тогда думал, что плачет по мне стройбат. А мечталось о десанте. К службе в «крылатой пехоте» активно готовился, занимаясь парашютным многоборьем, -вспоминает Виктор Владимирович.
О том, что будет служить в спецназе, Бабенко узнал на сборном пункте в Егоршино. «Покупатель» капитан Смирнов построил отобранных два десятка кандидатов и сказал в лоб, без обиняков: «Едем в «учебку», в Чирчик. Через полгода - в Афганистан».
- Когда в «учебке» отобрали в радисты, подошел к сержанту, говорю: «Никогда не смогу выучить азбуку Морзе». А он в ответ: я смог, и ты сможешь, - с улыбкой рассказывает Виктор Бабенко.
Солдатской науке учили настоящим образом. Физподготовка сменялась спецподготовкой, марш-броски - полевыми выходами, ночные тренировки - нарядами.
Курсантам часто казалось, что над ними словно специально издеваются. Ну кому нужны эти бесконечные отжимания на брусьях под команду «Раз», пауза секунд десять - «Два». Пауза - «Раз», пауза - «Два»... Руки дрожат, круги перед глазами. В голове колотится мысль: уволюсь, встречу сержанта и такое «раз-два» ему устрою.
«Но когда через годы встретился с моим первым командиром отделения Игорем Переверзе-вым, мы стали лучшими друзьями», - говорит Виктор Владимирович.
Позже, уже в Афгане, пришло понимание, что будущих разведчиков готовили к реальным трудностям, чтобы они уцелели в бою. Снаряжение каждого спецназовца составляло около пятидесяти килограммов. Вместительный рюкзак туриста с пришитым со стороны спины поролоном (так меньше натирает) заполняли под завязку. Одной воды брали с собой литров по десять. А еще БК, гранаты, «сухпай», спальник и прочие необходимые в автономном выходе мелочи. У радиста, кроме этого, аппаратура и питание к ней.
К месту засады нередко приходилось идти несколько дней, а чаще ночей.
411-й отдельный отряд специального назначения ГРУ входил в так называемый «южный пояс», предназначенный для перекрытия караванных маршрутов моджахедов через пустыни Хаш и Регистан, где практически не имелось наших застав и гарнизонов. Сформированный в Шинданде в составе 22-й бригады спецназа ГРУ, он в последних числах декабря 1985 года в полном составе на боевой технике совершил стокилометровый марш в Фарахруд, начал перекрывать караванные маршруты, идущие из Ирана. Сюда и попал из «учебки» в 1987 году Виктор Ба-бенко.
- Боевые выходы на перехват караванов были постоянными. Случалось всякое, но, может быть, потому и уцелел, что был радистом. Товарищи берегли, ведь без связи группа обречена, «вертушки» не вызвать. Спасительный звук их винтов навсегда остался в памяти, - говорит Виктор Владимирович.
5 августа 1988 года, вернувшись с очередного выхода, сержант Бабенко и его товарищи узнали, что получен приказ о выводе их воинской части в Союз.
- Конечно, была радость,- завершает свой короткий рассказ Виктор Владимирович.- За себя, за боевых друзей, за родителей. Это понимали наши командиры. При первой же возможности замполит собрал листочки с записанными домашними адресами солдат, по которым отправил телеграммы с одинаковым текстом: «Я в Союзе. У меня все нормально».
11 августа 1988 года мы пересекли советско-афганскую границу, передислоцировались в Азербайджан. Думали, что война для нас закончилась. А в это время в Закавказье разгорались межнациональные конфликты, которые тоже потом принесут горькие весточки в российские семьи.