навигация
Главная
О нас
Правление
Президиум Правления
Наш фотоархив (мероприятия, праздники)
Наша газета
Страница Юрия Исламова
Книга памяти (Свердл. обл.)
Мемориальная доска 40-й Армии
Афганский мемориал Погранвойск
Семьи погибших
Памятники и мемориалы
Музей "Шурави"
Творчество ветеранов
Культурный центр "Солдаты России"
Воины Отечества
Видео архив
Новые книги
Справочник - Меры социальной поддержки


Патриотическое радио ОТЧИЗНА

70 лет Великой Победы

 Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России)

Екатеринбургское суворовское военное училище          Министерства обороны Российской Федерации

Вшивцев Владимир Сергеевич

Свердловский региональный Совет сторонников партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ»

поиск

МБУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты"

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей








 Виктор Ильиных из Режа стал последним уральцем погибшим в Афгане.

«К НАМ ДАЖЕ НЕ ПРИЕХАЛ КОРРЕСПОНДЕНТ...»

Сторожевая артиллерийская застава на перевале Харсанг была тихим местом. Так писал своей маме военный водитель 1060-го артиллерийского полка 5-й гвардейской мотострелковой дивизии рядовой Виктор Ильиных. Еще он сообщал: «К нам даже не приехал корреспондент телевидения. Он подумал, наверное, зачем тратить время...» Вскоре в дом Тамары Алексеевны Ильиных пришла скорбная весть.
Как сообщал в письме соболезнования командир полка, 7 декабря 1988 года, в шестом часу ут^а, душманы внезапно начали обстрел сторожевой артиллерийской заставы на перевале Харсанг реактивными снарядами. Все бросились к своим местам согласно боевому расчету. Успел добежать до орудия и рядовой В. Ильиных. Рядом с ним разорвался вражеский снаряд. Тот налет наши солдаты отбили, но Виктор погиб.

В 1060-м АРТИЛЛЕРИЙСКОМ ПОЛКУ

То, что Виктор попал служить в ноябре 1987 года в автомобильное учебное подразделение в Новороссийске, ничего удивительного не было. Технику Виктор любил всей душой. Поэтому и пошел учиться на автокрановщика в СПТУ № 26. К тому же паренек увлекался картингом, не раз побеждал на областных соревнованиях. Военкоматы отслеживали профессиональную подготовку каждого призывника. Такой интерес естественен в стране, воинский контингент которой ведет боевые действия в другом государстве. Военная машина государства работала четко и бесперебойно до самого завершения афганской войны. В Афганистан направляли самых лучших и подготовленных ребят. А хороший водитель в Афгане ценился на вес золота. Афганские дороги - это кровеносные артерии жизни и боевой деятельности 40-й армии.

Рядовой В. Ильиных в Афганистан прибыл в июне 1988 года. На основной базе 1060-го артиллерийского полка он служил непродолжительное время. Осенью

1988-го сын писал домой: «От нашей точки до полка - шестьдесят три километра. Охраняем участок дороги, который никто не обстреливает и не минирует. Мой земляк из Серова передал мне «Урал», и на другой день мы поехали вставать на блоки, обеспечивая вывод войск из Кандагара. Там мы пробыли десять дней. Когда вернулись в полк, опять уехали на точку.

На сторожевой заставе нас тридцать артиллеристов, десять минометчиков и пять связистов. Езжу на «Урале» за продуктами и стройматериалами в полк, ну и пушки таскать приходится. Вокруг нас сопки, в некоторых местах равнина. Речек мало, больше высохших русел рек. Из зелени - верблюжьи колючки и неизвестные мне растения. В кишлаках, где есть вода, растут дыни, арбузы, виноград».
Виктор еще писал маме, что к ним в полк приезжал корреспондент телевидения и чтобы она смотрела передачу «Служу Советскому Союзу» о Шинданде, о них, артиллеристах. Тамара Алексеевна и так жила не настоящим, а тем, что происходило в Афганистане, за тысячи километров от уральского городка Реж. Теперь ее сердце было там, где воевал Виктор.

Она уже знала после знаменитой пресс-конференции генерал-лейтенанта Бориса Громова в Кабуле, что он командует 40-й армией. Знала и о том, что в июне 1988 года шел второй этап вывода советских войск из Афганистана. К тому времени советское телевидение правдивее и полнее освещало военно-политические события в соседней южной стране.

Два чувства боролись в сердце солдатской мамы - надежда и страх. Надежда на то, что афганская война наконец-то завершается и ее семью минует горе, которое обрушилось на семьи Глинских, Соловьевых, Чесноковых, Притчиных. В маленьких городах каждая гибель в Афгане была на слуху. Но сильнее надежды часто был страх - ведь сын на войне!

В 1988 году руководство оппозиции активизировало борьбу против правительства Афганистана. Оно усилило подрывную деятельностью против советских гарнизонов, административных центров и на коммуникациях. Только в декабре 1988 года на советские войска было совершено 78 нападений. Всего этого не могла знать Тамара Алексеевна, но она чувствовала, провидела материнским сердцем, что письма Виктора - только попытка успокоить ее. Но и сын иной раз писал то, что усиливало ее тревогу: «Ничего определенного про окончательный вывод войск никто сказать не может. Говорят, что войска еще задержат на тридцать месяцев. А что у вас про это слышно? У нас никого не увольняют в запас. «Духи» в нашем районе себя не проявляют. Так что, мама, не беспокойся».

В своих наблюдениях и солдатских рассуждениях Виктор был прав. То, что чувствовал он, чувствовали, ощущали десятки тысяч советских солдат и офицеров, которые в последние месяцы афганской войны жили одним - скорым возвращением на Родину. В книге «Ограниченный контингент» генерал-полковник Борис Громов впоследствии писал: «В ходе уже начавшегося вывода советских войск правительством Афганистана предпринимались поистине «героические» усилия для того, чтобы любой ценой задержать 40-ю армию. Наджибулла понимал всю сложность и трагичность своего положения. Он не был уверен в том, что правительственные войска смогут выдержать натиск оппозиции... Дезертирство в вооруженных силах Афганистана приняло массовый характер. В течение одного года из афганской армии сбежало более 32 тысяч военнослужащих».

По счастью, у военно-политического руководства СССР хватило здравого смысла не идти на поводу у афганской стороны, как это случилось в 1979 году. Горький опыт девятилетней войны помог избежать ошибочных решений и новых потерь.
Войска выводились и в том декабре 1988 года. Генерал Борис Громов вспоминает в книге «Ограниченный контингент»: «Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше. Согласно принятому мною решению, была значительно усилена охрана дорог. Все использовавшиеся войсками коммуникации, помимо имеющихся сторожевых застав и

сил боевого охранения, были основательно заблокированы средствами 108-й и 5-й мотострелковых, а также 103-й воздушно-десантной дивизий».
Эти строки относятся как в целом к 40-й армии, так и к каждому ее солдату и офицеру. Эти строки относятся и к рядовому Виктору Ильиных, который свой воинский долг выполнил до конца.

У ВОЙНЫ НЕ БЫВАЕТ КОНЦА

19 января 1989 года Тамара и ее муж Владимир планировали отметить двадцатилетие Виктора. Они надеялись, что к тому времени он покинет Афганистан. И пусть его не будет за праздничным столом, но родные и друзья поднимут бокалы за его здоровье. Пусть сын знает, что в Реже, родном доме его любят и ждут. Однако Виктор вернется домой раньше срока, и двадцать лет ему уже не исполнится.
Но в тот декабрьский день 1988 года коллеги-водители не сигналили, проезжая мимо их дома. Что-то странное и тревожное показалось Владимиру в этом нарушении шоферских традиций. Он стоял у окна, когда к дому подъехала машина военкомата, из которой вышли военком, редактор городской газеты Татьяна Мерз-лякова, врач.
Жители Режа были потрясены. Афганская война, которая в их сознании уже уходила в историю,

последним горестным аккордом напомнила о себе. Сколько есть добрых слов на свете, все их сказали люди, знавшие и любившие Виктора. Татьяна Мерзлякова опубликовала о Викторе прекрасный материал, достойный его памяти. Жители Режа еще не знали, что именно гибелью Виктора Ильиных будет завершен скорбный список погибших уральцев в

Афганистане. А если бы и знали? Какая же это честь?
15 февраля 1989 года родные Виктора смотрели репортаж из Термеза о том, как советские войска покидали Афганистан. С развернутыми знаменами счастливые солдаты и офицеры 40-й армии ехали на боевой технике по мосту через Амударью. Но Виктора среди них уже не было. Не таким они ждали этот день.
Сегодня Тамара Алексеевна только с помощью Владимира слышит этот мир. После гибели Вити она стала стремительно терять слух, хотя в то время ей было около сорока лет. Благодаря любви и поддержке мужа она выдержала страшный удар судьбы, не сломалась. В их семье покой и согласие. Вот только нет рядом Виктора, единственного сына, память о котором - вся ее жизнь. У войны не бывает конца.

Полковник Владислав МАЙОРОВ,
Ирина МАЙОРОВА




навигация

56 ОДШБр
СПЕЦНАЗ

Афганский фотоархив

Воспоминания, дневники

Карты Афганистана
Военная история
Техника и вооружение
Законы о ветеранах
Советы Юриста
Страница Психолога
Военно - патриотическая работа
Поиск однополчан
Гостевая книга
Ссылки
Контакты
Гимн СОО РСВА
Российский Союз ветеранов Афганистана
Победители - Солдаты Великой Войны
Таганский ряд
Музей ВДВ \
Автомат и гитара - стихи и песни из солдатских блокнотов
Ансамбль ВДВ России Голубые береты
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОСТО (ДОСААФ).
 Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества.
Записки офицера спецназа ГРУ.


2006-2024 (с) РСВА Свердловская область
Все права защищены, полное или частичное копирование материалов с сайта только с согласия владельца вопросы и предложения направляйте по адресу info@rsva-ural.ru
Разработка сайта
Дизайн студия D1.ru

Всего посетителей: 14431144