Теперь перейдем к другому виду КГБ – пограничным войскам, а точнее к морским частям пограничных войск (МЧПВ) КГБ СССР, принявшим участие в Афганской войне. До сих пор их действия – белая страница в морской истории нашей страны. Для начала следует ознакомить читателя с особенностями речной системы театра военных действий (ТВД).
Советско-афганская граница частично проходит по естественному рубежу рек Амударья и Пяндж.
Наиболее крупной рекой северной части Афганистана является Амударья, имеющая ширину от 120 до 1500 м, глубину от 2 до 10 м и скорость течения около 2 м/с15.
Среднеазиатские порты речные и озёрные, воднотранспортные узлы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров по р. Амударье и Аральскому морю. Сформировались за годы Советской власти в результате развития экономики среднеазиатских республик. Обслуживают районы Казахской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР. С 1956 года находятся в ведении Среднеазиатского пароходства министерства морского флота.
Из С. п. наиболее важное значение имеет Термезский речной порт в верховье р. Амударьи (Узбекской ССР), который специализируется на обслуживании экспортно-импортных перевозок во взаимосвязи с афганским портом Шерхан и пристанями Келиф и Хайратон. Основные грузы экспорта: промышленного изделия, металлогрузы, цемент, минеральные удобрения, продукты нефтепереработки; импорта — хлопок, плодоовощи и другие сырьевые продукты.
Мост у Хайратона.
Одновременно возрастает грузооборот пристаней в низовьях р. Амударьи, особенно Шарлаук, через которую направляется часть потока перевалочных грузов, следовавших ранее через порт Аральск. Кроме того, в систему С. п. входят и др. пристани, находящиеся на самостоятельном балансе, — Ходжейли (в Каракалпакской АССР Узбекской ССР), Чарджоу и Керки (в Туркменской ССР), а также 12 приписных пристаней, не имеющих самостоятельного баланса.
Средствами портов и пристаней Среднеазиатского пароходства обеспечивались (1975 год) погрузка и выгрузка почти 80% сухогрузов и 60% нефтегрузов, перевозимых в бассейне: парк перегрузочных машин насчитывал 11 береговых и 12 плавучих кранов и около 80 перегрузочных машин др. типов. Кроме того, порты и пристани бассейна организуют паромные перевозки грузов и пассажиров. Удельный вес грузооборота паромных переправ составляет более 50% общего грузооборота. Все порты и пристани (кроме порта Ушсай) связаны с сетью железных дорог СССР 16.
Соответственно, побережье реки охранялось не только обычными пограничниками в зеленых фуражках. Впервые на упоминание о речных пограничниках, я наткнулся на сайте “Desantura”, с форума, посвященного участию Флота в Афганской войне.
Один из участников форума, при замечании, что из всех частей, находившихся в Афганистане единственной частью, имевшей отношение к Флоту, был строительный батальон, ответил, что это ошибка. Его одноклассник и с ним еще двое служили в морской бригаде пограничных войск. И в Афганистане на пограничном катере ходили, за что и имеют боевые награды. На что другой участник заметил, что это ошибка. Они относились к ПВ, но никак не к ВМФ. Никаких морских бригад ПВ в ДРА не было. На что первый участник ответил, что это не ошибка и назвал № в/ч - 9873 или ОБСКР 23, добавив, что у пограничников есть настоящие фото из-за “речки”. И верит он своему однокласснику на 200%.
Еще один участник форума подтвердил, что в/ч 9873 или ОБСКР 23, это и есть ПВ и есть только морчасти (в смысле - речные)
Четвертый участник заметил, что все, сухопутные и речные части ПВ, были в подчинении КГБ СССР, а не МО СССР, поэтому к ВМФ они отношение имели только полосками на тельниках. На что получил два ответа. Первый ответ относительно речных ПВ: в состав Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа входила бригада речных катеров. С ППД в Термезе. Зона ответственности - пограничный участок Амударьи и Пянджа вверх до КПП “Нижний Пяндж”. Форма одежды - морская. Флаг - морских частей погранвойск. Второй ответ: в ПВ раньше были да и сейчас остались т.н. Морчасти ПВ КГБ СССР, морская форма, служба три года, на ленте надпись “МорЧасти ПВ КГБ СССР”17.
После этого, набрав в Поиске “в/ч 9873, ОБСКР” я нашел сразу несколько сайтов, посвященных участию морских пограничников в той войне. Вот общая история бригады, собранная из информации этих сайтов.
В связи с вводом Ограниченного контингента советских войск в Афганистан и осложнением обстановки на советско-афганской границе в 1981 г. для обеспечения надежной ее охраны на участке рек Амударья и Пяндж в соответствии с решением Правительства СССР был сформирован отдельный дивизион сторожевых катеров (45-й одск) с базированием в г. Термез (Термезская флотилия) в Узбекистане. Командиром дивизиона был назначен капитан-лейтенант Ю. Васильев.
Командиры 45-го ОДСК:
капитан 2-го ранга Васильев Юрий Валентинович (1981-83 гг.)
капитан 2-го ранга Петренко Виктор Федорович (1983-85 гг.)
капитан 2-го ранга Меньшиков Николай ... (1987-88 гг.)
В 1988 г. на базе 45-го ОДСК была развернута отдельная бригада сторожевых кораблей (22-яОБРПСКР, г. Термез, в/ч 9873, Узбекистан КСАПО) под командованием капитана 2 ранга Е. Козина.
База катеров.
В состав ОБСК входили: управление, артиллерийские катера типа “Шмель” (проект 1204), подразделение пограничных сторожевых катеров (ПСК), взвод малых катеров типа “Пеликан” и “Аист”, в береговой службе имелась авторота, а также: аккумуляторщик, электрик, фельдшер, специалист по горюче-смазочным материалам (ГСМ) и коки.
К концу афганской компании в бригаде насчитывалось 8 кораблей типа “Шмель” (экипаж – 15-20 чел.), 10 ПСК (экипаж – 6-10 чел.) и 20 катеров типа “Аист” (экипаж – 2-3 чел.). От командира отделения комендоров С. Сохорева известен боевой № одного из ПСКР – 035.
Общая численность личного состава бригады – около 500 человек.
Зона ответственности бригады по охране советско-афганской границы на речном участке от населенного пункта Нижний Пяндж (Таджикская ССР) до населенного пункта Боссаги (Туркменская ССР) имела протяженность около 300 км.
Дивизион (а позднее бригада) наряду с охраной государственной границы Советского Союза на речном участке в виде подвижного дозора и сопровождения караванов барж по реке, выполнял боевые задания в интересах спецподразделений пограничных войск КГБ СССР, находившихся на территории Афганистана: десантирование войск и грузов на афганский берег, совместные боевые операции с нашими разведчиками, переправка афганских осведомителей, охрана стационарных мостов и наведенных переправ. Дозорную службу вдоль линии границы экипажи кораблей и катеров несли днем и ночью. На охрану границу обычно выходили в составе одного ПСК и двух малых катеров. Например, ночью поднимались вверх по реке до Нижнего Пянджа (в районе стыка 3-й и 4-й застав Пянджского пограничного отряда), стопорили двигатели и дрейфовали вниз по течению, периодически бросая якоря и “прослушивая” местность при помощи РЛС и ПНВ (днем при постановке на якорь выбиралось место, с которого участок границы просматривался визуально как можно дальше). Таким образом, к рассвету катера спускались до стыка с Термезским пограничным отрядом, а затем вновь поднимались до Нижнего Пянджа. “Шмели” обычно дежурили на ближних к базе точках в связи с мелким для них фарватером реки. Как правило, ПСК дежурили две недели, а затем менялись. Экипажам малых катеров приходилось труднее. Их выходы на боевое дежурство затягивались иногда (из-за отсутствия смены) на месяц и более. Кстати, «Аисты» могли ходить на границу только парой, по одному – запрещалось (в общем, как и вертолетам – над территорией Афганистана). Каждая группа кораблей с катерами работала в своей зоне, которая была привязана к определенному участку пограничной заставы, тесно взаимодействуя с ПогЗ.
Бронекатер проекта 1204.
Ремонт катеров и их модернизация осуществлялись силами личного состава бригады. Так, например, скорость “Аиста” по техпаспорту – 20 узлов (около 40 км/ч). В результате доработки умельцами бригады (изменение направления выхлопного сопла, рихтовка винтов и др.) катер развивал скорость до 60 км/ч. “Шмель” имел, примерно, такую же скорость (может, чуть больше). ПСК были «тихоходами» (скорость – до 10 узлов). В гражданском флоте это был речной буксир. Его переделали, добавив на корму вращающуюся на станине установку АГС-17. ПСК составляли основу Термезской флотилии.
Корпус “Аиста” был дюраль-алюминиевый, а надстройка – фанерная. “Шмель” имел бронезащиту. А ПСК, как говорится, был просто “железякой”.
Экипаж малых катеров “Пеликана” и “Аиста” состоял из 2–3-х человек, вооруженных пулеметом РПК и автоматами АКС. С “Пеликана” собственно и началась Термезская флотилия. "Аист" был новым проектом малых катеров и был очень похож визуально на "Пеликан". "Пеликан" был оснащен бензиновым двигателем на винтовом ходу. “Аист” - дизелем на водометной тяге. Это порой играло с ними злую шутку. Когда поднимался уровень воды в реке, в нее попадал весь прибрежный мусор, который забивал водомет. Но “Аист” был быстрее, маневренней и удобней в управлении. А “Пеликан” за былые заслуги установили на постамент в части.
Малый катер 22-й ОБСКР.
Катер ПСК с экипажем в 6–10 человек имел вооружение: в носовой полубашне – 12,7-мм “Утес”, два пулемета ПКТ – 7,62-мм (по одному с каждого борта), в кормовой башенке – гранатомет АГС-17 “Пламя”. Кроме того, ПСК располагали РЛС (“Кредо”, “Фара”) и приборами ночного видения.
Вооружение ПСК.
По штатному расписанию экипаж состоял из 6 чел. (должность и звание):
1. Командир катера - мичман.
2. Рулевой, помощник командира - старший матрос.
3. Комендор (гранатометчик-стрелок) - ст. матрос, либо матрос.
4. Радист, помощник гранатометчика - матрос.
5. Старший моторист - ст. матрос.
6. Младший моторист - матрос.
Реальная численность экипажа за счет учеников и стажеров доходила до 10 чел.
Катер ПСК состоял из:
1. Носовая часть - верхняя палуба, нижняя палуба.
2. Рубка.
3. Моторное отделение.
4. Кормовая часть с гранатометной установкой.
В носовой части размещался якорный отсек. На нижнюю палубу вел маленький трап из рубки. Там размещались два кубрика: малый - на 2-е койки (в т.ч. койка командира), большой - на 4-е. К большому кубрику примыкал камбуз. Настолько маленький, на столько же и неудобный. Он состоял из чугунной плиты (он же чугунный котел, мартен в миниатюре), работал на солярке с водой. Готовить на нем было большим талантом и не малым мужеством. В рубке размещался командный пункт, пост радиста и первоначально был спланирован гальюн (туалет), который быстро на всех катерах переделали в душевую кабину. А ходить по нужде все ловко умели и за борт. Моторное отделение почти полностью занимал 6-ти цилиндровый дизель. Заводился он 2-мя большими аккумуляторами. Его обслуживали мотористы в наушниках из-за сильного грохота. На корме - башня АГС-17 и бак для питьевой воды, которую брали на базе. Когда вода кончалась набирали забортную воду, отстаивая от песка. На корме также был внутренний отсек, где хранилось продовольствие, т.к. это было самое прохладное место на катере.
Экипаж “Шмеля” составлял 15-20 человек. На его вооружении имелось 4 гранатомета АГС-17 “Пламя” (по два на каждом борту), на носу – танковая 76-мм пушка и реактивная установка БМ 14/17, на корме – двуствольная зенитная установка ЗУ-2318 (характеристики катеров 22-й ОБСКР смотрите в Приложении 1).
Несколько слов о комплектовании бригады. Морские пограничники носили такую же форму, как и в ВМФ СССР, готовились в одних и тех же училищах и школах специалистов, что и их флотские коллеги. К примеру, в Yandex’е удалось найти биографические данные двух офицеров, служивших в этой бригаде (без указания фамилий).
Август 1988 — Февраль 1992 – Образование - КВВМУ, Калининград, Специалист (ф-т Ракетно-артиллерийского вооружения). Служба - В/ч 9873, Термез. Май 1992 — Июнь 1996 – Пом. Ком. ПСКР-034.
Август 1988 — Сентябрь 1990 – Образование: КВВМУ, Калининград, Специалист (ф-т Ракетно-артиллерийского вооружения). Октябрь 1990 — Сентябрь 1992 - Нач. штаба дивизиона (В/ч 9873, Термез). С сентябрь 1992 — Командир корабля (В/ч 9873 , Термез)19.
Отсюда видно, что офицерами БЧ-2 кораблей 22-й ОБРПСКР становились выпускники Калининградского Высшего военно-морского училища (КВВМУ).
Это была краткая история, а теперь пойдут подробности, сообщенные ветеранами 22-й ОБСКР с двух “пограничных” форумов, посвященных Афганской войны, на форумах специально посвященной 22-й ОБСКР.
Первый форум “Другие подразделения ПВ КГБ СССР » Отдельная бригада сторожевых кораблей (22 ОБСК, в/ч 9873)”.
Десантно-штурмовые маневренные группы (ДШМГ) Погранвойск иногда передвигалась не на вертолётах, а на пограничных катерах! Как вспоминает один из участников форума, для чего так делалось, самим десантникам не было известно, но точно помнит, что кормили их матросы целую неделю очень хорошо. Участники форума отмечают, что это уникальный исторический факт - морской(речной)-погран-десант в Афганистане.
Погрузка.
Один из участников дает краткую историю постройки основных боевых единиц 22-й ОБСКР – бронекатеров проекта 1204, которые строились в Керчи (98 ед.) и Николаеве (со сборкой в Хабаровске) в 1967-74 годах. Главный конструктор - Озимов Л.В.
Общая численность выпущенных пр.1204 «Шмель» составляла 119 ед.: из них 78 - АК, 41 – ПСКР; 59ед. для ВМФ, 4 в 1984-85 годах - в Кампучию, 20 в резерве. 11 - ДКБФ, 16- КЧФ (на Дунае), АК-234 и АК-374 - ККФ. Остальные на АМУРЕ!
Изначально проект создавался по мотивам резкого ухудшения отношений с Китаем и в стремлении как можно быстрее построить для Амурской флотилии. Позже проект переработали под задачу непосредственной огневой поддержки войск не только на реках и озёрах, но и в ближайшей морской прибрежной зоне. Однако в силу желания сэкономить на всём, бронирование поставили противопульное, да и 76-мм танковое орудие в качестве главного калибра оказалось явно недостаточным...
В итоге "Шмели" стали использовать, как ПСКРы.
Ну, куда как более многочисленные бронекатера времён ВОВ (например, такие, как этот пр. 1124) работали по берегу вполне успешно... Особенно - с установкой РСЗО на месте кормовой башни.
Проект 1204 (“Шмель”) разрабатывался на ЦМКБ “Алмаз” под руководством Леонида Васильевича Озимова
Для службы на Амударье корабли были переоборудованы к условиям службы в автономном режиме. Перед переброской они прошли переоборудование на судостроительном заводе в Хабаровске. В виду того что вода в Амударье не пригодна для питья были установлены дополнительные емкости питьевой воды.,
Охлаждение двигателей осуществлялось забортной водой, по той же причине была переделана система охлаждения; вдоль борта (ниже ватерлинии) установили теплообменники (типа радиатора из труб) за счет которых шло охлаждение воды.
Участников форума интересовали вопросы о службе во 22-й ОБСКР, были ли стрельбы по территории Афганистана из орудий, быт личного состава, как далеко ходили катера бригады и др. По выставленным на форуме фото ветеранов бригады было определено, что моряки плотно взаимодействовали с Термезской ДШМГ и др.
Плечом к плечу – ММГ и МЧПВ.
Один из ветеранов ответил, что по афганской стороне катера конкретно не стреляли, ходили до слияния Пянджа с Вахшем, дальше не рисковали, да и к тому же, это были пробные выходы. ПСКРы (катера проекта 1204) в основном стояли от Хайратонского моста до 5-й заставы, ПСК ходили дальше. Про быт: личный состав жил на ПСКРах, питались там же, экипажи ПСК и малых катеров жили и питались на базе. На приказы выходили четыре ПСКРа к каждому были прикреплены 2 малых катера (типа “Аист”) - заступали на 15 дней, потом менялись, так что четыре ПСКРа на базе , четыре на приказе.
Второй ветеран отметил, что морякам 22-й ОБСКР довелось выполнять роль морской пехоты еще до создания Термезской ДШМГ. А именно в декабре 1985 года. Шла плановая операция по очистке от душманов прибрежной зеленой зоны. Мармольскую ДШ бортами перебросили на Айвадж (для тех кто не знает - это мост через Амударью выше по течению от Хайратона - резервная застава ММГ Ташкурган). Моряки заночевали на точке, а рано утром вернее даже ночью загрузились на катер и пошли вниз по течению.
Пограничники перед выходом.
Об особенностях плавания на ТВД. Амударья видимо очень коварная река, или лоция у наших братьев речников не очень точная оказалась, но пока дошли, раза три садились на мель. По плану операции речные пограничники должны были рано на рассвете блокировать кишлак со стороны реки. Но уже когда стало совсем светло, а они никак не могли добераться. Наконец причалили - команда на высадку. Катер разворачивается и уходит. Моряки растянулись в цепь и начали продвигаться камышами в сторону кишлака. Но минут через 10 уперлись в протоку. Влево-вправо везде вода. Они оказались - на острове! Командир группы - к-н Тищук (кличка – БОРМАН) со злости приказал окопаться. Сначала копалось легко - песок, но глубже чем по колено пошла вода. Пока группа связалась с катером (не напрямую, а через инстанции), пока они группу забрали и высадили уже где надо, кишлак зачистили без нее. Больше катера в той операции не использовали.
При разборе это операции было отмечено, что у “братьев речников” – не было и не могло быть лоции, так как фарватер на Амударье постоянно менялся, можно было сейчас пройти, а через 1-2 часа здесь же уже не пройти, намыло песка. Участник операции ответил, собственно говоря, они так и думали. Видимо командование не учло особенностей реки и мало времени отвело на доставку десанта.
В дополнение к вышесказанному, на Айвадже моста (см. выше) в 1987 году уже не было. Ветеран увидел только остатки. Также он сообщил еще об одном коварстве реки. Они встали вечером на якорь а утром оказались на постаменте посреди Амударьи. Им пришлось 15 метров цепи и якорь откапывать саперными лопатками.
Ветеран, служивший на ПСК, сделал ряд замечаний, касающихся эти катеров:
1) Дивизион был создан не в связи с Афганом ,а по его (ветерана) данным еще во время войны (так в тексте).
2) Если ПСКРы ходили по 4 шт.,а тем более туда-сюда 200 км, то их ПСКа стояли от 1 до 2 месяцев и не ходили и от Нижнего Пянджа до Бассаги и дальше (ветеран лично ходил на 448 км до Чарджоу).
3) Экипаж ПСК - 6 человек.
4) Один ПСК постоянно базировался в Керкинском погранотряде (таскал баржу с топливом, боеприпасами), еще ПСКа стояли сменные на Пяндже (роль та же, + войска на афганскую сторону). Ветеран сообщил, что на ПСКаи они ходили даже ночью.
Когда начались походы ПСКРов на боевое дежурство, то впереди “Шмеля” (плоскодонки) шел малый катер, промеряя футштоком глубину, потому, как попасть "Шмелю" на мель означало перегрев дизелей. Сваренная система охлаждения оказывалась над водой и практически не охлаждалась забортной водой. Своенравная река требовала талантливых судоводителей. У ПСКР была переделана система охлаждения двигателей, если на Амуре и др. реках охлаждение было забортной водой, то для службы на Амударье были сделаны небольшие переделки, оборудована автономная система охлаждения, по бортам были сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась, и в случае посадки на мель тем более разворотом поперек "форватера" одна сторона (борт) оказывался оголённым...
Один из воинов-интернационалистов, зашедших на форум вспоминал как он вместе с товарищами, ожидая колону с Термеза, всегда располагались на территории 4-го ПЗ ХАЙРАТОН, под мостом, и смотрели как на реке рассекали воду катера. На учебке они также видели катера.
В воспоминаниях одного из пограничников-“афганцев” проскользнуло информация о том, что для того чтобы попасть на Афганскую границу, в их учебке был конкурс, так как туда могли попасть только отличники учёбы, у него в смене оказалось двое. Причем, эти два места были благом, а то дело, чуть не дошло до драки.
Кроме того, на форуме удалось № единиц 22-й ОБСКР - №№ 201 и 208 (автор сообщения – мичман, командир 208-го) 20.
Ракетные стрельбы с бронекатера проекта 1204.
Поскольку о стрельбе по территории ДРА ветераны ничего
не говорят, то, похоже, идет учебная стрельба на полигоне.
Второй форум “ФОРУМ.ПОГРАНИЧНИК.ру > Поиск сослуживцев и однокурсников > МЧПВ > Соединения МЧПВ”.
На форуме сразу было отмечено, что 22 ОБПСКР - 45 ОДСКа, Термез, в / ч 9873, Была единственная воюющая флотская бригада.
Один из участников форума нашел другую дату формирования бригады: “ В 1979 г. осложнилась обстановка на советско-афганской границе. В конце года в Афганистан были введены советские войска. Для обеспечения охраны границы на реке Амударья, в соответствии с решением Правительства СССР, был сформирован дивизион сторожевых катеров в г. Термез (командир дивизиона капитан-лейтенант Васильев Ю. В .)”.
Моряк-пограничник сообщил о двух своих товарищах, которые служили в Термезе в 1986-1989 гг. и к тому же были награждены “афганскими” медалями (очевидно “От благодарного афганского народа”). Ранее на праздники они одевали свои медали и часто происходили разборки с “афганцами”, которые так и не поверили, что МЧПВ также участвовали в боевых действиях в Афганистане. После этого его друзья брали с собой удостоверения на медали, но сейчас их не одевают совсем по неизвестной причине.
Создатели сайта отмечают, что сейчас общими усилиями ведут работу по созданию сайта на тему – “Пограничные войска КГБ СССР в Афганистане (1979 – 1989)”. Как известно, кроме наземных спецподразделений ПВ в той войне принимали участие пограничные авиаторы и моряки 22-й ОБСКР. Хотя работа летчиков той поры недостаточно полно отражена в литературе и Интернете, но все же – что-то есть. А вот с информацией по 22-й ОБСКР – большая проблема. Ветераны Афганской войны пытаются помочь в этом деле: вспоминают эпизоды, когда им приходилось взаимодействовать с моряками и т. д. Но, этого явно маловато. Так что, вся надежда – на ветеранов 22-й бригады.
Этот сайт тоже затронул ряд общих вопросов относительно 22-й ОБСКР: расшифровка аббревиатуры “ОДСК” и “ОБСКР”, дата формирования (дивизиона, бригады), организационная структура, о дислокации (Термез, Керки) и командирах бригады, состав плавсредств и вооружение, кому бригада подчинялась (Главному управлению ПВ в Москве или командованию КСАПО), какие задачи выполнялись, тактика б/действий, когда дивизион был преобразован в бригаду и т. д. А затем, хорошо бы вспомнить что-то из повседневной жизнедеятельности бригады: эпизоды боевой работы, условия быта и отдыха.
Ветеран 22-й бригады вспоминает, что в 1987 году к ним приезжал председатель КГБ В. М. Чебриков и тогда решили усиливать границу. С Амура сняли 8 кораблей 4-го ранга “Шмель” и перекинули на советско-афганскую границу. Они прибыли туда осенью 1987 года. Вот тогда и была создана ОБСКР - отдельная бригада сторожевых кораблей. Сам ветеран служил на “Аисте” – или как их звали в бригаде – “Малыш”. На нем вооружение - только личное оружие. У старшего - РПК, у младшего - АКС, когда приходили молодые матросы (“караси”), то был еще и третий. Были еще ПСКа (пограничные сторожевые катера) - экипаж 8-10 человек. Командир – “чайник” (мичман). Вооружение: два станковых на баке по бортам, гранатомет на корме, потом на бак поставили еще и "Утес". Ну и конечно “Шмели”. Границу охраняли от Пянджа до Басаги. Основные виды несения службы - подвижный дозор (когда периодически ходили по реке туда-сюда) или на якоре, выбирали место, с которого максимально просматривается участок границы. На границу ходили всегда один ПСКа и два “Малыша”, причем “Малыши” не имели права ходить по границе по одному - только в паре. “Шмели” стояли только на ближних точках, только при выводе дошли до 13-й заставы с горем пополам: тяжелые, а река мелкая, фарватера никакого. Бывало, что идет один ПСК, за ним следующий в хвост еще успевает проскочить, а третий уже нарывается на мель: первые два винтами песок намоют и все. Принцип расстановки катеров на границе тот же самый, что и у застав: делится на участки, и каждый участок охраняет отдельная группа.
Второй ветеран 22-й бригады отметил, что их было четверо призванных из Тюмени, кто в 22-й служил. Сейчас один из них живет в Уренгое, второй в Казанке (400 км от Тюмени) - изредка встречаются с ними, и еще двое в Тюмени. Ветеран тоже служил на “Аисте”. Из слов ветерана – бригадный ПСК - это гражданский полукилевой буксир, переделанный под пограничный катер.
По ходу разговора появились дополнительные вопросы
1. Когда был сформирован дивизион (в 1981 г.?)? Первый командир дивизиона – капитан-лейтенант Васильев Ю. В.? Когда он стал капитаном 2 ранга? Кто после него командовал дивизионом до его развертывания в бригаду?
Сколько и каких плавсредств было в дивизионе вначале его работы и к моменту преобразования в бригаду?
2. В бригаду дивизион был преобразован осенью 1987 года? Кто им стал командовать?
Какова организационная структура бригады (управление, количество подразделений и их состав, дислокация (Термез, Керки)?
Протяженность участка ответственности группы кораблей (хотя бы примерно)?
Некоторые ТТД плавсредств (дальность хода на одной заправке, макс. скорость, бронезащита и т. д.)?
Какие пулеметы (хотя бы калибр) и что за гранатомет имелись на ПСК?
Какими были режим вахтенной службы в дозоре и обязанности членов экипажа? Чем питались в те чудные времена? Где и как отдыхали?
3. Кроме дозора, какая еще выполнялась б/работа (десантирование войск и грузов на чужой берег или что-то еще)?
Случались ли боестолкновения, обстрелы кораблей с сопредельной стороны?
Внимание!
Если в 22-ю бригаду офицеры приходили из Калининградского ВВМУ, то мичманы приходили из других МПЧВ. Ветераны бригады вспоминают о мичмане Жаринове Николае. Ветеран призывался вместе с ним в 1983 году. Затем, после Анапы, тот попал в Одессу. Потом остался на сверхсрочную службу мичманом и оттуда, из Одессы, где-то в 1987-1988 годах перевелся в Термез, где стал командиром ПСК. Причем каждый командир ПСК являлся мичманом. В бригаде было много мичманов, как береговых, так и из плавсостава. Другой ветеран уточняет, что мичман Николай Жаринов (Коля “Жаренный”) служил во 2-м дивизионе ПСК, а еще конкретнее командиром ПСК № 223, потом в 1990 году перешел на должность дивизионного механика, так все-таки был зятем начальника Термезского порта, а бригада стояла именно в порту.
Еще вопросы: привлекали ли к операциям “речманов” и были ли потери среди личного состава? Если да, то когда и где? Один из посетителей на одном из форумов читал, что в Афганистане видели (причем в приграничной полосе) БТР с “якорной” символикой (есть ли по ним какая-то информация).
На вышеперечисленные вопросы ветеран ответил, что на операции ходили постоянно с десантурой, разведкой, ВПБГ (воздушные пограничные боевые группы? – А. М.). Потерь в бригаде не было. Про БТР с якорем тоже слышит впервые.
Потом появилось предположение, что БТР с якорной символикой были из морской пехоты.
Дополнительно к ТТХ кораблей: на “Аисте” экипаж - мичман-командир, выполняющий к тому же функции рулевого, и моториста.
Из рассказа другого ветерана: его “Аист” шел с границы, лето - жара. По пути забирали катера на других точках, так что к концу перехода получилась неплохая армада: где-то 3-4 ПСКа и штук 6-8 “Малышей”. У “Аиста” есть очень неудобные обороты - 1400. На них если попадаешь в волну, то катер ни вперед, ни назад, короче практически неуправляемый. Рулевые всегда старались либо добавить “газу”, либо, наоборот, снизить скорость.
Еще один ветеран с ПСК: база бригады была расположена прямо рядом с гражданским портом. Катера располагались рядом с причалом в затоне, при выходе из которого сразу начиналась Амударья и, соответственно, граница. Катера из затона не ходили в Керки (ветеран там не был ни разу). Ходили в Чарджоу, ПСКа с котлов на ЧП-ки переводили. Увольнений на базе не было (ветеран не знает почему). Было несколько культпоходов, но только с мичманом и на четыре часа. Размер гюйса в части ветеран не помнит, предположил, что где-то 40 на 25 см.
Насчет гюйса высказался другой ветеран. Гюйс на “Малышах” был на корме на флагштоке. На ПСКа гюйсов не было, а вот на кораблях (“Шмели”) - не помнит.
А вот данные о ветеранах 22-й бригады по г. Николаеву.
Арчер Олександр Кириллович, 11.03.1966, с.Бринзеры Теленештского р-на, Молдова. Призван 11.11.1985 г. Теленештским РВК. В Афганистане: 25.05.1986 г. - 19.04.1987 г. Мичман. Командир катера в/ч 9879 (Термез). Ныне проживает в с.Прибужье Доманевского р-на.
Балагура Николай Васильевич, 14.07.1966, с.Покровка Веселиновского р-на Николаевской обл. Призван 11.1984 г. Веселиновским РВК. В Афганистане: 26.04.1985 г. - 20.11.1987 г. Старшина. Командир отделения в/ч 9879 (Термез). Ныне проживает в с.Покровка Веселиновского р-на
Белоус Сергей Васильевич, 1969, г. Николаев. Призван в 1987 г. Центральным РВК г. Николаев. В Афганистане: 23.04.1988 г. - 24.10.1989 г. Матрос в/ч 2333 (Керки). Ныне проживает в г. Николаев.
Калмазан Геннадий Михайлович, 07.11.1966, с.Лысая Гора Первомайского р-на Николаевской обл. Призван 07.11.1984 г. Первомайским РВК. В Афганистане: 26.04.1985 г. - 25.11.1987 г. Ст.сержант. Боцман в/ч 9879 (Термез). Ныне проживает в с.Лысая Гора Первомайского р-на.
Пограничник-“афганец” вспоминает, как в 1985 году их термезское нештатное ДШ было на Айвадже. Десантники сходили пару раз на засады, а потом часть ДШ перешла по мосту в Союз и оттуда на катерах пошла в сторону Хайратона, по пути прочесывая острова. А другая часть, в которой был рассказчик, на “бортах” перелетела к Хайратону.
Во время операции.
На форуме есть фото, где десантирование пограничников-десантников происходит не с вертолетов, не с “брони”, а с катера! На фото запечатлен разведрейд в кишлак Кальдар. Автор фото с гордостью отметил, что только у нас есть мореманы-“афганцы”.
Был поднят вопрос о наличии базы в Керкинском отряде. Если она была, то где?
Ветеран ответил, что базы не было. Был один катер-буксир в г. Керки. Он переправлял баржи с техникой и людьми с берега на берег.
Заканчивая обзор сообщений на форуме, хочется привести высказывание одного из ветеранов 22-й ОБСКР о том, что воспоминания о службе - так это слишком много писать; как вариант - отдельно по каждой теме. Только один его командир на пару томов потянет, а уж его старпомы нисколько не хуже + что было-небыло + самоходы.
Еще один ветеран сказал, что на ПСК порой с трудом ходили по реке. На переходах “мылись” (сидели на мели) по нескольку часов. Один катер “мылся” 8(!) часов. Под вечер налетишь на мель, вертишь брюхм туда-сюда. Никак. Ложились спать. Ночью вода поднималась и катер смывало сам собой. А еще частенько бывало, что сами искали фарватер. Засылался кто-нибудь из “молодых” за борт, и он со штоком мерил глубину впереди катера! Речка была та еще!
Еще один пограничник из ММГ привел фото, сделанное во время рейда нештатного Мармольского ДШ по проческе прибрежного района Термезкого ПО. Время, кажется, было перед ноябрьскими праздниками 1985 года. Место где-то от моста Хайратон в сторону Керкинского ПО. На фото изображен катер, номер, модель которого ветеран не помнит. Но, судя по тому, что у него был АГС-17, это был ПСК 21.
О потерях в офицерском и личном составе 45-го ОДСК и 22-й ОБСКР почти нет сведений. Да и сами ветераны 22-й бригады ничего о них не вспоминают. Исключение представляют данные с украинского сайта:
Книга памяті "Чорний тюльпан: трагедія і доблесть"
10. Чередниченко Олег Миколайович, 1964, рядовий ДРА, в / ч 9873 (выделено мной – А. М.) з 11.82 по 02.8322.
Смущает звание погибшего, похоже, что № 9873 могла нести и армейская часть.
Теперь о тех, кто противостоял речным и сухопутным пограничникам. Вы, наверное, смотрели художественный фильм “Караван смерти”, где банда душманов пробирается на советскую территорию и как прапорщик-пограничник вступает с ней в неравный бой. Нападения душманов на советскую границу – еще одна малоизвестная странница Афганской войны. Но они были. Как вспоминал в 1990 году генерал-лейтенант И. М. Коробейников, служивший в одном из управлений пограничных войск КГБ СССР, бывший в 80-х годах начальником войск Среднеазиатского пограничного округа, Афганская война породила массу проблем. Одна из них – как обеспечить неприкосновенность советской границы и безопасность населения нашего приграничья. 40-я армия встретила нешуточное сопротивление, начался “джихад”. Многие из моджахедов все чаще стремились выйти к советской границе, разумеется, не для того, чтобы просто посмотреть на нее: у них в руках все больше становилось современного оружия, ими управляли люди, которых нельзя было заподозрить в симпатиях к нам, и на все расходовались огромные средства. Да и прикинь условно: можно ли поймать снаряд руками, если он, к примеру, уже летит на нашу территорию. Решение о вводе, естественно, по просьбе афганского руководства, небольшого контингента пограничных войск КГБ СССР в северные провинции Афганистана для охраны нашей границы. Сначала это были Памирское и Пянджское направления.
Противник у сухопутных и речных пограничников был серьезный. По их данным, в зоне ответственности пограничных войск находились постоянно 30-40 тысяч вооруженных моджахедов. Некоторые вооруженные группы оппозиции представляли собой племенные формирования и не воевали с нами, если их не задевали. Все остальные были великолепно приспособленными к местным условиям, профессионалами, хорошо вооруженными23.
24 января 1983 года моджахеды, базирующиеся в Иране, атаковали территорию СССР. Они перешли в Туркмению, устраивали засады и обстреливали военные объекты. Пакистанцы активно участвовали в подготовке обстрелов советской территории и даже вылазок в республики Средней Азии24. А в марте и апреле 1987 года части пакистанской армии при поддержке моджахедов Исламской повстанческой армии (ИПА) полевого командира Г. Хекматияра совершили несколько рейдов на территорию СССР в район Пянджа25. Во время первого, в ночь с 8 на 9 апреля 1987 года банда афганских душманов, переправившись через Пяндж, вторглась на территорию СССР. После чего совершила нападение на пост непосредственного охранения и ядро разведывательно-поисковой пограничной группы 117-го Краснознамённого Московского Пограничного отряда на перевале Ивалка. Бой продолжался в течение трех часов, после чего бандиты отошли на афганскую территорию. При осмотре места боевых действий обнаружено 5 убитых афганских бандитов. Не обошлось без потерь и среди пограничников – погибли рядовой А. П. Куркин и рядовой Р. З. Ямилов26. Во время второго, банда Гулома Ортабулаки приготовила для обстрела города Пяндж свыше сотни выстрелов к безотказным орудиям и пусковым установкам “земля-земля”. Как вспоминал генерал-лейтенант И. М. Коробейников, данные о попытках обстрела нашей территории пограничники получали постоянно. Но вычислить место, откуда будут стрелять, и уж тем более помешать этому – задача трудновыполнимая. В случае с обстрелом Пянджа мало кто знает сегодня, что все могло быть гораздо хуже, если бы не действия минометчиков пограничного отряда. Душманы успели сделать залп. Еще, как говорят, не осела земля после взрывов, как уже сделала ответный залп минометная батарея пограничников. Мины упали точно, и бандиты были вынуждены уйти. А рано утром “зеленые фуражки” уже начали совместно с частями 40-й армии операцию “возмездия”27.
Кроме крупных нападений были и мелкие “шалости” вроде: “Вчера отсюда – из Афганистана – кто-то обстрелял “уазик” на советской территории. Ранена женщина… До выхода советских войск из Афганистана оставалось еще четыре года”28.
Что же касается действий душманов на самих реках – Амударье и Пяндже, то мне удалось найти только два упоминания.
Пакистан фактически сразу начал вести войну с русскими, предоставляя афганцам-душманам базы на своей территории, своих специалистов-диверсантов, а Саудовская Аравия направила крупную финансовую помощь, не прерывая работы по проникновению в Таджикистан. В 1984 году пакистанская разведка ISI забрасывает на нашу территорию первого агента – узбека Вали Бека. Он переправляется через Амударью и вербует нескольких сторонников. США тотчас же закупают несколько сотен диверсионных надувных лодок типа “Зодиак” для переброски оружия и пропагандисткой литературы в Советский Союз (характеристики лодки смотрите в приложении 2).
В августе 1985 года начались поставки “стингеров” афганским душманам. Их диверсионные группы пошли на нашу территорию, а их ныряльщики с английскими минами-липучками пытались подрывать наши баржи на Амударье29. О столкновениях речных пограничников с диверсантами сведений тоже нет.
Как видите, сухопутным и речным “погранцам” достался серьезный противник. И последнее. У меня нет данных о потерях среди морских офицеров КГБ и речных пограничников. Кроме, конечно, ранения Э. Г. Козлова во время штурма дворца Амина (насчет солдата из в/ч 9873, думается, что это была армейская часть). Будем надеяться, что оно было единственным среди них.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Дроздов Ю. И., Фартышев В. И. Юрий Андропов и Владимир Путин. На пути к возрождению – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 54.
21071. История создания подразделений специального назначения органов государственной безопасности 1980-1985 // http://artofwar.ru/1/1071/text_0060.shtml
3Колесник В. Как был взят дворец Амина // Козлов С. и др. Спецназ ГРУ. Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны. 3-е изд. – М.: SPSL– “Русская панорама”, 2003. С. 103.
4 Шарипов В. С., Легкий П. Операция “Шторм” // Козлов С. и др. Спецназ ГРУ-2. Война не окончена, история продолжается. 2-е изд. – М.: SPSL– “Русская панорама”, 2003. С. 123.
5Степаков В. Спецназ России. – СПб.: Издательский Дом “Нева”, М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. С. 207-208.
6Дроздов Ю. “Вымпеловцы” – разведчики специального назначения // Братишка. № 8(89). Август 2005. С. 29.
7Колесник В. Указ. соч. С. 111-112.
8Борисенко В., Морозов И. Универсальные солдаты КГБ. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 127-128.
9Дроздов Ю. И., Фартышев В. И. Указ. соч. С. 54.
10Энциклопедия военного искусства. Войска специального назначения / Авт.-сост. Д. Н. Дудинский. – Мн.: Современ. литератор, 1998. С. 257.
11Степаков В. Указ. соч. С. 210.
121071. История создания подразделений специального назначения органов государственной безопасности 1980-1985 // http://artofwar.ru/1/1071/text_0060.shtml
13Борисенко В., Морозов И. Указ. соч. С. 200.
141071. История создания подразделений специального назначения органов государственной безопасности 1980-1985 // http://artofwar.ru/1/1071/text_0060.shtml
15http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/43080/
16Большая советская энциклопедия. Среднеазиатские порты //http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00074/03900.htm/
17Якорь в Афганистане // http://desantura.v.shared.ru/forums/lofiversion/index.php/t9239-0.html
18 http://morchasti-afgan.ucoz.ru//;
Отдельная бригада сторожевых кораблей (22 ОБСК, в/ч 9873) //
http://pv-afghan.narod.ru/militant_action_table/22_OBSK.htm/;
Пограничные Сторожевые корабли // http://russ-flot.narod.ru/26_pskr.html/;
ФОРУМ САЙТА ПОГРАНЗНАК » Справочная информация » Части и соединения ПВ СССР » Части ПВ. Список // http://pogranznak.ucoz.ru/forum/45-11-1/
Форум "Военный Рубеж" > Forum > История боевого состава (боевой состав и исторический путь видов, родов войск, объединений, соединений и частей) > Пограничники, спецподразделения КГБ (Модератор: SpN35 (Анатолий К.)) > Тема: Подразделения ПВ КГБ СССР в Афганистане (Отряды, Морчасти, Авиация). Источник: http://morchasti-afgan.ucoz.ru/index/0-5 // http://www.ryadovoy.ru/forum/index.php?topic=102.0/;
19http://www.yandex.ru/;
http://Cherednichenko-Oleg.moikrug.ru//;
20Форум сбора воспоминаний о боевых действиях ПВ КГБ СССР в Афганистане 1979-1989г. Форум » Другие подразделения ПВ КГБ СССР » Отдельная бригада сторожевых кораблей (22 ОБСК, в/ч 9873) » МЧПВ в Афгане // http://morchasti-afgan.ucoz.ru//
21ФОРУМ.ПОГРАНИЧНИК.ру > Поиск сослуживцев и однокурсников > МЧПВ > Соединения МЧПВ // http://forum.pogranichnik.ru/index.php?showtopic=3831&mode=threaded/
22АФГАН – ДОЛГ. Украiньска спiлка ветеранiв Афганiстану (воiнiв-iнтернацiоналiстiв) // http://adm.nikopol.net/museum/index_art3.html/
23Русские герои засекреченных войн / сост. Н. Н. Гродненский. – Минск: ФУАинформ, 2007. С. 213, 220.
24Шубин А. В. От “застоя” к реформам. СССР в 1917-1985 гг. – М.: РОССПЭН, 2001. С. 94, 737.
25Энциклопедия военного искусства. Войны второй половины XXвека / Авт.-сост. А. Н. Гордиенко. – Мн.: Литература, 1998. С. 373.
26http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/433/433368.htm/
27Русские герои засекреченных войн. С. 219-220.
28Там же. С. 215.
29Калашников М. Крещение огнем. Вьюга в пустыне / Максим Калашников. – М.: ФОЛИО, 2009. С. 25, 26.
А.МАМАКИН
(из работы «Флот в афганской войне»)