Николай Кузнецов — советский разведчик, Герой Советского Союза. Добывал ценную информацию для советского командования. Уничтожил видных гитлеровцев — рейхскомиссара Украины Функа, имперского советника рейхскомиссара Украины Гелля и его секретаря Винтера, вице-губернатора Галиции Бауэра. Во главе группы партизан похитил командующего карательными войсками на Украине генерала Ильгена. Кузнецову удалось узнать о подготовке немецкого наступления на Курской дуге, о подготовке покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране. Погиб Николай Кузнецов в схватке с украинскими националистами в марте 1944 года. Долгие годы соратники разведчика искали место его захоронения. В 1960 году прах героя был перезахоронен во Львове на Холме славы.
Н. Кузнецов родился 27 июля 1911 года в крестьянской семье в деревне Зырянка. Крещен именем Никанор, что по-гречески означает «победитель». И, хотя в тридцатых годах, получая паспорт, Кузнецов взял себе имя Николай, победителем он быть не перестал. Ведь Николос с древнегреческого переводится как «победитель народов». И еще одно совпадение: свои подвиги в годы Великой Отечественной войны Николай Кузнецов совершил, действуя в составе партизанского отряда «Победитель». Видимо, это неслучайно - умение побеждать Кузнецову было присуще всегда. Все, за что он брался, непременно доводил до совершенства. Будь то изучение языков, игра в самодеятельных спектаклях, изучение лесоводства и работа в лесных партиях, участие в коллективизации, работа секретным агентом ОГПУ на Урале, а затем контрразведчиком в Москве. А чего стоит его виртуозная разведывательная и диверсионная деятельность в Ровно - столице оккупированной немцами части Украины.
Иногда приходится слышать, не скрываются ли под именем Николая Кузнецова два человека: один выходец из далекой уральской деревни, другой - из военной среды, с молоком матери впитавший аристократические манеры. Ведь все, кто встречался с Кузнецовым, отмечали его удивительную военную выправку, хороший вкус в одежде, широкий кругозор, мастерское владение оружием, природный дар к изучению языков (он свобод но говорил на польском, украинском, коми, в юности увлекался искусственно созданным языком международного общения эсперанто, по-немецки он мог говорить на нескольких диалектах, более того, был способен общаться по-русски с немецким акцентом). Его удивительная способность располагать к себе людей невольно наводит на мысль, что он владел и даром гипноза. И все же Николай Кузнецов един во всех своих ипостасях, что и сделало его человеком-легендой.