В середине восьмидесятых годов прошлого века среди офицеров и студентов военной кафедры Свердловского государственного педагогического института (ныне Уральский государственный педагогический университет — УрГПУ) подавляющее большинство составляли «афганцы». Им предстояло в дальнейшем заниматься патриотическим воспитанием молодежи. Это понимало руководство института, на это мы настраивали студентов — будущих военруков. Но для того чтобы пользоваться авторитетом в молодежной среде, мало одной лишь героической биографии и даже государственных наград, надо еще что-то иметь за душой, надо многое знать и уметь делать практически. Так в 1986 году пришли к идее создания военно-патриотического клуба «Авангард», который и был призван, в том числе, дать практику организации кружков, секций, патриотических клубов и так далее.
На заседаниях клуба выкристаллизовывалась наша позиция в оценках того, что происходило в стране и за ее пределами. Понятно, что самый живейший интерес был к Афганистану. Как оказалось, ребя-та-«афганцы» сами плохо знали историю той войны, не до конца понимали, зачем мы туда вошли, с чего все началось и почему продолжали воевать. Тому были объективные причины. И, прежде всего — закрытость темы.
Стали изучать историю Афганистана и историю отношений Советского Союза с этой страной, целенаправленно искали публикации о действиях Ограниченного контингента советских войск на территории ДРА. Копились сведения, документы. Мы обретали знания, которыми уже хотелось поделиться с друзьями, земляками. На одном из заседаний клуба родилась идея создания музея. Такого музея, который рассказал бы всю правду о войне.
Мы привыкли к комнатам боевой славы, к парадным музеям со знаменами и орденами... Но всякая война — это прежде всего тяжкий солдатский труд, это мужество, отвага и одновременно потери, неизбывное горе матерей, вдов, осиротевшие дети, исковерканные судьбы.
Не хотелось шаблонов, любительского уровня. И мы искали, кто поможет нам создать музей, который станет достойной памятью павшим, напоминанием выжившим, предостережением живущим. А так как быть музею предстояло в стенах педагогического института, там, где молодежь, значит, он должен был стать неординарным еще и по форме подачи материала.
Стали знакомиться с другими музеями. Понравилось, как нестандартно подошел к показу истории молодежного движения творческий коллектив, возглавляемый Юрием Калмыковым при создании Музея истории молодежи Урала. Юрий Викторович долго колебался перед тем, как принять наше предложение взяться за оформление экспозиции: тема войны в Афганистане была ему незнакома и непонятна. Мы признались, что сами тоже лишь в начале пути: изучаем, вникаем. Согласившись, Калмыков стал приходить на заседания нашего клуба. Вместе изучали источники, формировалось видение будущего музея.
Музей — это реальные документы, экспонаты, вещественные свидетельства времени и конкретных событий. Для того чтобы иметь все это, мы сформировали несколько поисковых групп. Одни занимались сбором фотографий и документов, другие — поиском экспонатов. Когда в 1989 году начался вывод войск, две группы были направлены в Термез и Кушку встречать войска, собирать материал.
Первоначально нам выделили маленькую комнатку. Но в ней уже вскоре стало тесно: люди прониклись идеей, стали приносить письма, вещи, фотографии, вырезки из газет и журналов. Тогда ректор института Борис Алексеевич Сутырин разрешил использовать один из переходов между учебными корпусами. 235 квадратных метров — на этой площади удалось осуществить многие задумки. Вместо полированных стендов использовали ящики из-под снарядов, принципиально не ретушировали фотоснимки, собранные из «дем-бельских» альбомов ветеранов войны в Афганистане. Письма павших солдат и офицеров, скульптурные образы войны — скорбные фигуры русской и афганской матерей, застывших у осиротевших жилищ, опаленные взрывом голуби, немой диалог советских солдат и афганцев, которые смотрят с фотографий друг на друга — все это, как и каждый экспонат, правда о войне, ради которой и создавался музей.
В. СЕРЕДА,
полковник в отставке, ветеран войны в Афганистане, проректор УрГПУ по социальной и воспитательной работе, руководитель военно-патриотического клуба «Авангард» СГПИ (1986-1994 гг.), председатель Совета содействия работе
музея «Шурави».