СВЕРДЛОВСКОМУ ОБЛАСТНОМУ КЛИНИЧЕСКОМУ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМУГОСПИТАЛЮ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН - 70 ЛЕТ
Вы где-нибудь видели зазывные рекламные плакаты Свердловского областного клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн? Но именно сюда стремятся попасть на лечение многие тысячи инвалидов, ветеранов, участников боевых действий со всего Среднего Урала. Потому что земля слухом полнится, потому что добрые дела говорят громче слов. Потому что здесь реально помогают тем, кто, честно исполняя свой воинский, гражданский долг, потерял здоровье. Причем, по заповедям древних, здесь врачуют не только тело, но и душу. И это далеко не единственная особенность лечебного учреждения, чью уникальность признают даже коллеги из других госпиталей.
Вот что рассказал начальник госпиталя для ветеранов войн Виктор Сергеевич БАШКОВ.
- Наш госпиталь единственный в России, где используются такие уникальные медицинские технологии, как эндопротезирование тазобедренных и коленных суставов, микрохирургическое удаление новообразований спинного мозга, эндоскопическое вмешательство при поражениях межпозвонковых дисков. В офтальмологическом отделении оказываем несколько видов высокотехнологической медицинской помощи, в том числе комплексное лечение глаукомы с использованием микроинвазивной лазерной хирургии.
Уже сегодня готовим ряд проектов по дальнейшему развитию кардиохирургии, помощи больным с нарушениями ритма сердца.
Накануне юбилейной даты в стенах нашего госпиталя прошла научно-практическая конференция, посвященная семидесятилетию медучреждения. Съехались представители девятнадцати госпиталей из Сибири, Урала и Поволжья. И они, думается, не только из вежливости, но и в силу профессиональной честности, отметили уникальность нашего госпиталя. Ведь по сравнению с их стандартными лечебными учреждениями общеврачебного профиля у нас развита хирургическая служба. Это и нейрохирургия, и кардиохирургия, гнойная хирургия. Кроме того, урология, травматология, гинекология, двойная офтальмология — традиционная и лазерная. Плюс наши профильные психоневрологические отделения и отделение психиатрии.
И еще, если уж говорить о медицинской уникальности, в нашем коллективе трудятся 8 докторов медицинских наук и около сорока кандидатов медицинских наук. Это не считая соискателей ученых степеней. Мне неизвестен другой областной госпиталь с такой же концентрацией научных кадров.
— Почему все это стало возможно именно на Урале?
— Тут надо вернуться в историю. Уже во время войны люди задумались о ее разрушительных последствиях на организм фронтовиков. Потому впервые на базе госпиталя были развернуты кафедры психиатрии и неврологии. Кафедрой неврологии руководил впоследствии выдающийся ученый, профессор Шеффер. Именно это заложило основу научных изысканий. Слияние с наукой позволило готовить высококвалифицированные кадры.
Опыт лечения и реабилитации инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны оказался востребованным, когда мы стали заниматься участниками боевых действий в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». При этом нельзя было слепо использовать знания наших предшественников, так как при внешней похожести военные травмы стали более изощренными, носящими отсроченный период последствий. Оказывается, вместе с совершенствованием оружия идет процесс «совершенствования» военных травм. А значит, снова нужен научный подход к изучению проблемы, поиску путей эффективной помощи больным. Чем мы и занимаемся.
— Можно сказать, что уральцам повезло, что именно в Свердловской области есть именно такой госпиталь, который вернул к активной жизни тысячи молодых парней, прошедших войны и военные конфликты.
— Еще до того, как поступило распоряжение Совета Министров СССР о праве ветеранов войны в Афганистане на медицинскую помощь, мы уже начали принимать «афганцев». Это была инициатива тогдашнего руководителя госпиталя Семена Исааковича Спекто-ра, поддержанная областным руководством. После тех госпиталей, в которых наши мальчишки-«афганцы» лечились от ран в системе Министерства обороны, как только они снимали погоны, приезжая на родину, они оказывались у нас.
Не могу не сказать о той особой роли, которую сыграл в судьбах многих «афганцев» Семен Исаакович. Он для них как отец и в то же время мудрый государственник, который глубоко вникал, в том числе, в социальный аспект проблемы. Он, используя свой огромный авторитет, договаривался с ректорами пединститута, УПИ... и просил, уговаривал, требовал «примите», а когда его подопечные слабо сдавали сессию, «не отчисляйте, потерпите, у него война в голове, но он нормальный парень, он будет хорошо учиться, станет достойным специалистом». Сегодня мы видим, что прав был доктор Спектор, многие «афганцы» состоялись как специалисты, как достойные жители области.
— Это уникально, чтобы врач принимал такое участие в судьбах своих пациентов?
— В то же время это естественно для нашего госпиталя, который носит двойную функцию — медицинскую и социальную.
— Наверное, уместно будет сказать и о воспитательной функции. О той огромной военно-патриотической работе, которую проводит госпиталь. Достаточно вспомнить ежегодные парады на главной площади лечебного учреждения, приведение к Военной присяге молодых солдат военных железнодорожников.
— Вначале это был эксперимент. Мы искали возможность взбодрить людей в праздничный день. Но сегодня это не просто добрая традиция. Воинские ритуалы имеют огромное эмоциональное воздействие на наших пациентов и несут положительное лечебное воздействие.
А вот почему именно военные железнодорожники стали нашими первыми надежными помощниками в этом деле? Наверное, это случайность. Хотя...
Так сложилось, что мое детство прошло на Уралмаше. Пацанами бегали купаться мимо части военных железнодорожников. Нас там привлекала футбольная поляна. Мы периодически перемахивали через забор, а позже нас стали пускать и через КПП, чтобы поиграть в футбол с солдатами. Так что моя дружба с воинами стальных магистралей с юношества. А когда мы только планировали провести свой первый парад, первыми сразу же откликнулись военные железнодорожники. Это сегодня к нам поступают заявки от суворовцев, кадетов, представителей воинских частей Екатеринбургского гарнизона, желающих принять участие в параде перед ветеранами.
— Уникальность госпиталя еще и в том, что его корпуса строились на деньги, заработанные жителями области в ходе коммунистических субботников, здание поликлиники возвели на народные деньги. А чем помогает госпиталю областная власть?
— Начнем с того, что у нас не хватит времени, а у вас не хватит газетной площади, чтобы рассказать обо всем, что за семьдесят лет существования госпиталя сделала для него областная власть. Поэтому давайте поговорим о некоторых примерах последнего времени.
У нас уже традиционно накануне Первомая губернатор области А. Мишарин участвует в субботнике на территории госпиталя. И он не только сажает деревья или подметает тротуар. Субботник завершается чаепитием губернатора с ветеранами разных войн, репрессированными, узниками концлагерей и гетто. И каждый имеет возможность за чашкой чая в течение полутора часов обсудить свои проблемы, которые касаются как ветеранов, так и госпиталя. А это, как вы понимаете, не просто общение, а общение с конкретными результатами, в том числе в вопросах приобретения самого современного оборудования, дальнейшего строительства объектов госпиталя.
А Попечительский совет госпиталя, который возглавляет председатель Правительства Свердловской области А. Гредин, занимается конкретным развитием распоряжений и указов губернатора и наших инициатив снизу по дальнейшему развитию госпиталя, по внедрению новых технологий, выделению средств на наши нужды.
В этом году только по федеральной программе нам выделено свяше 50 миллионов рублей на ремонт отделений. Но, учитывая, что этого недостаточно, областное правительство рассмотрело нашу просьбу и выделило дополнительно 25 миллионов на более полноценное строительство, так как требовали решения специфические вопросы по вентиляции и электроснабжению.
— У госпиталя, на счету которого столько добрых дел, наверняка есть добровольные
помощники и надежные друзья. Кто они?
— Это, прежде всего, сами «афганцы», «чеченцы». С гордостью говорю, что нас с Семеном Исааковичем избрали в состав Правления областной организации Союза ветеранов войны в Афганистане. Для меня это было полной неожиданностью, но, проанализировав, понял, что это логичное решение, так как появилась возможность еще оперативнее решать проблемы и ветеранов боевых действий, и госпиталя. Ведь когда вопросы финансирования госпиталя решаются на уровне областного Законодательного Собрания, Виктор Бабенко, Анатолий Никифоров, Виктор Шептий твердо отстаивают наши интересы, потому что понимают сами и других убеждают в необходимости помощи ветеранам войн и вооруженных конфликтов.
А Анатолию Никифорову отдельное спасибо. С его помощью мы издали книгу об истории госпиталя. В течение двух лет он выделяет транспорт и ГСМ для того, чтобы два-три раза в неделю привезти к нам творческие коллективы, которые выступают перед ветеранами — пациентами госпиталя.
О многом еще хотелось расспросить Виктора Сергеевича. Об общественном совете ветеранов, который работает при госпитале, о социально-культурном центре и таком его подразделении, как музей истории госпиталя, о стационаре на дому... Но учитывая занятость руководителя госпиталя, в приемной которого уже скопилась большая очередь посетителей, в заключение беседы спросил лишь о том, как удается воспитывать у медперсонала такое заботливое отношение, такое терпение к пациентам?
— Главный воспитатель — это коллектив, в котором сильны традиции добра и милосердия. Именно коллектив принимает в свои ряды нового специалиста или может «отторгнуть» его. Потому у нас «приживаются» только те, кто искренне исповедует наш принцип: ветераны войн — святые люди, все сделавшие для Родины, а наш долг — все сделать для них.