О том, чем стал музей в наши дни, говорят отклики посетителей. В них — отражение широкого признания, популярности, авторитета.
Чем он был для нас в то далекое время, когда существовал лишь как задание, — еще до первых набросков проекта, до первых догадок о том, как приступать к делу? Необычайно ответственным профессиональным и гражданским испытанием.
Создание экспозиции «Шурави» оказалось одной из первых работ студии «Артефактум» как самостоятельной авторской группы. Немалый опыт музейной деятельности был, творческая независимость только утверждалась. Это был серьезный экзамен и перед музейной общественностью, и перед самими собой. Но в первую очередь - перед людьми, пригласившими к сотрудничеству, и теми, о ком предстояло рассказать. И, конечно, перед темой - совершенно не освоенной тогда музейным мышлением.
Не вполне освоенной, как кажется даже сейчас, и национальным самосознанием. Слишком многоплановая и напряженная тема, полная трагизма, противоречивых оценок и страстей.
Нелегко (да и попросту невозможно!) было бы воплотить художественный замысел на площадях, меньших тех, что щедро
выделил задуманному музею ректорат института. Собственно, и замысел рождался в сознании «владения» монументальным пространством - и это было бесценно. Величественная тема требовала достойной среды. Низкий поклон за понимание.
Надо ли говорить о том, что тема эта ждала и необычных художественных и экспозиционных решений через глубокое сопереживание и осознание, что из этих вот частных судеб слагается эпическая картина национального и даже наднационального масштаба.
Как приходили на ум элементы
решений, как составилось из них сложное визуально-смысловое целое - в памяти затуманилось. Все-таки, прошло столько лет... Что получилось - вот оно и сегодня перед глазами, бережно хранимое мужиками - сотрудниками, единомышленниками, соавторами.
И не просто хранимое, а развивающееся вширь и вглубь, обретающее новые смыслы. Ведь почти на всех континентах был в разное время свой тайный «афган». Память об этом находит теперь отражение в музее - в свидетельствах участников локальных войн и
конфликтов, в чудом сохранившихся документах, в немногочисленных предметах - носителях уникальных воспоминаний.
Разносторонняя поисковая и исследовательская деятельность небольшой неуёмной команды достойна искреннего почтения. Вот только в музее становится тесновато.
.Недавно приводил в музей представительную делегацию Фонда преодоления диктатуры из Берлина (ученые, политики, пра-
возащитники). Во время экскурсии вдруг поймал себя на мысли, что то и дело забываю шепотом комментировать милым Анне-мари и Анне какие-то свои идеи, а увлеченно слушаю вместе со всеми волнующий рассказ Александра Волкова. Замечательная, всегда желанная ситуация: художник умолкает и отступает в тень, но остается живой музей.
Юрий КАЛМЫКОВ, руководитель студии «Артефактум»