навигация
Главная
О нас
Правление
Президиум Правления
Наш фотоархив (мероприятия, праздники)
Наша газета
Страница Юрия Исламова
Книга памяти (Свердл. обл.)
Мемориальная доска 40-й Армии
Афганский мемориал Погранвойск
Семьи погибших
Памятники и мемориалы
Музей "Шурави"
Творчество ветеранов
Культурный центр "Солдаты России"
Воины Отечества
Видео архив
Новые книги
Справочник - Меры социальной поддержки


Патриотическое радио ОТЧИЗНА

70 лет Великой Победы

 Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России)

Екатеринбургское суворовское военное училище          Министерства обороны Российской Федерации

Вшивцев Владимир Сергеевич

Свердловский региональный Совет сторонников партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ»

поиск

МБУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты"

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей








Неприступный Мармоль

Часто спецназу в Афганистане в 1982-1983 годах приходилось действовать на направлениях главного удара армейских операций. Примером тому может служить Мармольская операция.
Основной причиной операции в Мармольском ущелье стало бандитское похищение шестнадцати граждан СССР, работавших на строительстве хлебозавода в Мазари-Шарифе. 1 января 1983 года они возвращались в  советский поселок после трудового дня. «Душманы» перегородили дорогу «барбухайку» и остановили автобус. Применив оружие, насильственно захватили рабочих и увели в горы.
В городе Мазари-Шарифе была сформирована оперативная группа поиска. Ей придали 6-ю роту 122-го мотострелкового полка, две роты разведбата 201-й дивизии. Целый месяц шли напряженные поиски. На это же время здесь были прекращены все боевые действия. Ведение поисковых работ осложнили тяжелые погодные услович, не позволявшие применять авиацию.
В первые же дни поисков, 3 января, в русле горной речки, недалеко от Мармоля, был обнаружен труп одного из захваченных наладчиков завода. Остальные - словно провалились По приказу командующего 40-й армией 30 января в горах за кишлаком Мармоль был высажен первый десант. Вскоре десантники захватили и доставили пленного - 16-летнего паренька, которого удалось «расколоть». Он показал, что в кишлаке Вардак в доме муллы видел с десяток пленных 2шурави». Немедленно в Вардак вылетела рота под командованием капитана Телегина и 50 сотрудников ХАДА (афганская служба безопасности). К операции привлекли 20 вертолетов Ми-8 и столько же боевых вертолетов. Во время высадки второй пары Ми-8 из дома муллы был открыт мощный стрелково-пулеметный огонь.
Связь с группой на это время была потеряна, так как начальник связи сам вступил в рукопашную схватку с «духами».
При поддержке боевых вертолетов Ми-24 десантировалась третья пара, и «духи» поспешно начали отступать в горы. Перед этим они успели расстрелять специалистов, но в спешке убили пятерых, а троих ранили и не успели добить. В ходе скоротечного боя получили ранения и трое десантников роты Телегина.
Как рассказали освобожденные советские рабочие, их захватили с пропагандистской целью и впоследствии должны были казнить. Руководитель банды демонстрировал захваченных населению, выдавая их за «летчиков», бомбивших афганские кишлаки, и призывая при этом к «священной» войне с «неверными».
Маршал Соколов находившийся в это время в Кабуле, приказал провести операцию по уничтожению банды Забибулло, командующего Северным фронтом борьбы с советскими войсками. По данным разведки тот спешно мобилизовал только из местных кишлаков 1300 боевиков. И именно он, Забибулло, организовал операцию по похищению специалистов.
По замыслу штаба армии операцию предусматривалось провести высадкой десантов для перехвата путей выхода из Мармольского ущелья, а также непосредственным уничтожением живой силы противника и его материальных средств, находящихся в ущелье.
К операции были привлечены: 154-й отдельный отряд спецназа; мотострелковый батальон 122-го мотострелкового полка; мотострелковый батальон 148-го мотострелкового полка; разведывательный батальон 201-й мотострелковой дивизии, приданная артиллерия, батарея зенитно-артиллерийского полка 201 МСД, 40 вертолетов (МИ-8 и МИ-24)
С афганской стороны привлекались части пехотной дивизии, отдельная бригада «командос» и оперативный полк Царандоя, которыми руководил заместитель главного советника генерал Шкруднев (прибывшый в ДРА вместо погибшего 19 января 1982 года генерал-лейтенанта П.И. Шкидченко.
Мармольское ущелье для наших войск считалось недостигаемым с самого начала афганской кампании: по данным разведки было известно, что вход в него неприступен.
«Как такового входа в ущелье и не было, - вспоминал И.Ю. Стодеревский, командир 154-го отдельного отряда спецназа. - Весь вход занимала водная поверхность искусственно разлившейся горной реки. А с выдолбленных в каменнгой складке огневые точки били неуязвимые ДШК и пушки».
23 февраля, почти через месяц после освобождения специалистов, началась военная операция. Но началась она не со штурма укрепрайонов в ущелье, а с зачистки ближайших к Мазари-Шарифу кишлаков. Советские войска действовали стремительно: на вертолетах высаживался десант, захватывались основные высоты и уничтожались бандформирования.
Через неделю руководитель операции заместитель начальника штаба армии генерал-майор С.Н. Шевченко выбросил десанты вокруг района боевых действий на маршрутах выхода из этого каменного мешка. Одну роту разведбата 201-й дивизии возглавлял старший лейтенант И.Н. Плосконос, впоследствии ставший Героем Советского Союза. В течении всей операции этим подразделениям пришлось в суровых зимних условиях высокогорья (2500 метров над уровнем моря) держать оборону и пресекать отход мятежников.
Почти  весь  отряд  спецназа,  около  300  человек,  под  командованием  майора И. Стодеревского прибыл для участия в операции.
Боевые действия проходили в сложных климатических условиях: дул сильный ветер и шел снег; в горах в такую погоду очень нелегко. Активные боевые действия в районе ущелья продолжались девять суток, из которых неделю наши воины продвигались под сплошным огнем противника буквально по пятьдесят метров в сутки.
У «духов» в горных складках ущелья было много долговременных огневых точек, хорошо замаскированных в пещерах, выдолбленных в монолитных скалах. В этих же пещерах, соединенных тоннелями, располагались богатейшие склады с оружием. Боеприпасами, снаряжением, медицинским имуществом и продовольствием. Все эти материальные средства предназначались для обеспечения мусульманского фронта, воевавшего с «шурави» на севере.
Уничтожение этих складов и было одной из задач операции. Но захватить, и уничтожить их было очень сложно. Даже авиация не могла эффективно поражать огневые точки противника. Поэтому главное слово должны были сказать солдаты спецназа, прорывшиеся в ущелье по земле.
Командир спецназа рассредоточил силы так: первая рота спецназа (командир - Самойлов) выбивала противника из укрытий в ущелье, вторая рота (командир - Войтенко) в это время, поднявшись на 200 метров по вертикале отвесных скал, «чистила» горы сверху, захватывала господствующие высоты и продвигалась по вершинам горной гряды справа от ущелья.
В то время, пока шел ожесточенный бой при входе в ущелье, вторая рота, возглавляемая командиром Войтенко и замполитом Жегловым, поднявшись по отвесным скалам, вышла во фланг и тыл противника. Ошеломленные дерзостью спецназа «душманы» отступили, бросив всю свою неприступную систему охраны и склады.
А увиденное - поразило... Разведчики вспоминали, что все переходы из одного складского помещения в другое, а также лестницы были выложены из пустых корпусов авиабомб.  Подземную систему хранения и огневые точки связывала прекрасная телефонная связь.
В сложных лабиринтах подземной крепости наши солдаты обнаружили помещения двух тюрем, где взору предстали страшные средневековые приспособления для пыток заключенных. На пыточных козлах висели бездыханные тела трех афганских военнослужащих, попавших в плен к мятежникам, с вывернутыми в суставах руками и ногами, изуродованные.
В самом ущелье обнаружили большой автопарк. На стоянках стояли громадные грузовые автомобили типа «Татра», «КамАЗ», среди них сиротливо затерялись два «УАЗика». При осмотре техники всех удивило ее хорошее техническое состояние. Хотя во время боев машины получили повреждения, но заводились с «пол-оборота».
Итак, боевая задача была выполнена полностью. Большое удовлетворение и радость от свершенного омрачали только потери батальона. Разведчики потеряли в этих боях восемнадцать человек раненными.
17 марта 1983 года, в день своего рождения, во время наведения авиации на цели получил ранение и бесстрашный комбат И. Стодеревский.
Руководитель операции генерал С.Н. Шевченко, анализируя и оценивая те действия, вспоминал: «Тяжелее всех пришлось отряду спецназа, которым командовал толковый, волевой, но своенравный командир майор И. Стодеревский. Его роты должны были выбить противника из ущелья. Отвесные скалы высотой до 200 метров, а в них ДОТы. Бьешь по амбразуре, а в них не попадаешь.
Спецназ полз по 40-50 метров в сутки. Огонь был шквальный. Я принял решение привлечь авиацию. Вызвали авиаполк из Термеза, и он нанес бомбо-штурмовой удар. Разнесли, вроде, в клочья, а пошли в атаку – и не все цели уничтожены.
Со мной был замкомандующего ВВС полковник Медведев, он сам сел на Ми-24 и пошел на пулеметы ДШКа. Рискуя жизнью, он показал мастерскую стрельбу и точно поразил один расчет.
Но и второй, и третий раз удары авиации не дали желаемого результата. Бомбы огневые точки не подавляли, а напалм в горах не горел. Только когда 2-я рота спецназа и 2-я рота 122-го полка с горных вершин зашли в тыл к «духам», те начали в панике отступать. Наши подразделения плотно замкнули кольцо окружения в ущелье и предотвратили отход.
Были взяты приличные трофеи. Помню, десять «КамАЗов» угнали в учебный центр, один «УАЗик» забрал себе герой операции - командир отряда спецназа. Из тюрьмы удалось освободить одного еле живого афганского капитана. В казематах нашли мощные японские отбойные молотки, с помощью которых и была сделана горная крепость.
После вскрытия всей обороны мы долго не могли найти склады с оружием и боеприпасами, оказалось, вход был присыпан во время БШУ.
В складах обнаружили много разного: одних только ДШК было 8 штук, 6 минометов. 20 тысяч боеприпасов к ДШК и многое другое...
Завершили операцию 20 марта. Оценивая эту операцию, могу отметить, что потеряли мы за месяц 5 человек убитых и около сотни раненых. Особенно жалко мне одного старшего лейтенанта,  что разбился уже после боев, при спуске с гор…»
Многие воины, участники той операции, за Мармоль были представлены к наградам. Отличившиеся солдаты и офицеры свои ордена и медали получили уже в Союзе.

Олег Кривопалов, полковник запаса,
участник боев в Афганистане.
Газета «Третий тост» № 21 (357), 2007 г.,
Украинский Союз ветеранов Афганистана
(воинов-интернационалистов)




навигация

56 ОДШБр
СПЕЦНАЗ

Афганский фотоархив

Воспоминания, дневники

Карты Афганистана
Военная история
Техника и вооружение
Законы о ветеранах
Советы Юриста
Страница Психолога
Военно - патриотическая работа
Поиск однополчан
Гостевая книга
Ссылки
Контакты
Гимн СОО РСВА
Российский Союз ветеранов Афганистана
Победители - Солдаты Великой Войны
Таганский ряд
Музей ВДВ \
Автомат и гитара - стихи и песни из солдатских блокнотов
Ансамбль ВДВ России Голубые береты
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОСТО (ДОСААФ).
 Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества.
Записки офицера спецназа ГРУ.


2006-2024 (с) РСВА Свердловская область
Все права защищены, полное или частичное копирование материалов с сайта только с согласия владельца вопросы и предложения направляйте по адресу info@rsva-ural.ru
Разработка сайта
Дизайн студия D1.ru

Всего посетителей: 14231047