Уже по заголовку нетрудно догадаться, что речь пойдет о десантниках. А точнее, о тех из них, кто служил, служит или будет служить в «продуваемых всеми ветрами войсках», и кто в один из предпраздничных дней пришел в областной музей ВДВ «Крылатая гвардия» на традиционную встречу поколений.
Плакат над центральным входом, флаг ВДВ, маскировочная сеть над парадной лестницей, песни авторов-«аф-ганцев» - все это создавало приподнято-праздничный фон, который усиливался дружескими приветствиями, радостными объятиями старых знакомых. Ведь собрались сослуживцы, за плечами которых военное лихолетье второй мировой, Афган, Чечня и другие «горячие точки». Собрались люди близкие по убеждениям, по духу и мироощущению... Собрались, как сказал ветеран Великой Отечественной войны Гелий Николаевич Старцев, однополчане. «Именно однополчане, - уточнил ветеран-десантник. - Нас объединил в одну воинскую часть наш музей».
Действительно, созданный восемнадцать лет назад музей «Крылатая гвардия» стал для уральских десантников и спецназовцев вторым домом. Домом, в строительстве и оформлении которого, в его активной общественной жизни многие из них принимали и принимают самое непосредственное участие.
К примеру, председатель Свердловского местного отделения Межрегиональной общественной организации ветеранов ВДВ и войск специального назначения «Союз десантников» Владимир Мезенцев, в свое время офицер милиции, в свободное от службы время нес добровольную службу по охране строящегося объекта. А Сергей Докин, которому довелось служить в составе российского десанта в войсках ООН в Югославии, сделал модели десантной техники и макет блок-поста в Югославии, которые ныне дают возможность посетителям зримо представить, как была организована служба наших миротворцев. Алексей Упоров привозил школьников из Верхнего Тагила на периодические субботники, которые проводились на стройке. Большой вклад в оформление и освещение деятельности музея вносит нештатный фотокорреспондент Владимир Нестеров. Большую материальную помощь оказывает музею председатель Свердловской областной общественной организации инвалидов войны в Афганистане Василий Стародубцев. И этот список можно было бы продолжать еще очень долго.
На встречу собрались люди с интересными судьбами.
Так, генерал-майор Сергей Шпанагель пришел со своим внуком Алексеем, суворовцем пятого курса Екатеринбургского СВУ. Сам Сергей Львович почти двадцать пять лет прослужил в ВДВ. Из них 28 месяцев в 1985-1987 годах командовал полком и был заместителем командира дивизии в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. А еще было восемь командировок в Чечню, 196 прыжков с парашютом. Заслуги генерала оценены восемью орденами, среди которых орден Красного Знамени и два ордена Красной Звезды. Но не столько своим послужным списком гордится Сергей Львович, сколько успехами сына Алексея. Десантник А. Шпанагель был в первой чеченской кампании командиром взвода. В должности командира роты поехал в Югославию. Во второй чеченской кампании участвовал уже в должности командира батальона. Алексей в 28 лет принял полк, в тридцать лет стал полковником — самым молодым в Российской армии. Достойный продолжатель армейской династии.
К слову. На период начала чеченских событий в Российской армии было около тысячи пятисот генералов. У многих из них были взрослые дети в погонах. Но в боевых действиях принимали участие сыновья только 11 (!) генералов. Семеро из них погибли...
- Раз я чужих детей сотнями туда посылал, имел ли право своего не пустить на войну? Как после этого жить и смотреть людям в глаза? - высказал свое убеждение С.Шпа-нагель.
К сожалению, не все понимали и понимают боевого генерала. Среди участников встречи в «Крылатой гвардии» таких не было. Здесь были только те, кто с законной гордостью носит тельник и вместе с лучшими воспоминаниями бережет свой голубой берет, кто достойно выполнил свой воинский долг и кому не надо прятать свой взор от пытливого взгляда фронтовиков, от бывших сослуживцев, от мальчишек, которые грезят небом и службой в «крылатой пехоте».
Замысловатый зигзаг выписала судьба Бориса Васильевича Шилова. Мальчишкой он убежал на войну. Прибился к десантникам. Крепкого, смышленого паренька уже стали считать за своего, но командир прознал о возрасте парнишки и силком прогнал его обратно на Урал. Когда пришло время призыва, надо же так случиться, Борис Шилов попал в ту самую десантную часть. Повоевать ему уже не довелось. Но зато довелось пять раз видеть и даже общаться с легендарным командующим ВДВ Василием Филипповичем Маргеловым.
А вот полковник в отставке Петр Евдокимович Ефимушкин был в числе последних выпускников Алма-Атинского училища, которое было передислоцировано в Рязань и стало основной кузницей кадров для ВДВ. Петру Евдокимовичу довелось побывать в мятежной Праге во время событий 1968 года в Чехословакии.
Евгений Зеленков, Владимир Мезенцев, Василий Стародубцев были в составе первых подразделений ВДВ и спецназа, входивших в Афганистан.
Кавалер ордена Красной Звезды сотрудник музея Геннадий Кунявский служил в Афганистане под началом легендарного первого коменданта Саланга Леонида Хабарова.
Еще один кавалер боевого ордена Алексей Упоров получил награду в мирное время. Во время учений он спас товарища, который в ходе десантирования попал ему в стропы парашюта.
Достойно отслужил срочную в «крылатой пехоте» Владимир Фокин, а потом почти через двадцать лет военнослужащий по контракту В. Фокин выполнял боевые задачи в составе 67-й бригады ВДВ на территории Чеченской Республики. Между прочим, во время встречи художник Вадим Окладников подарил Владимиру его портрет.
Но самым большим подарком и для Владимира Фокина и для всех остальных участников встречи было общение. А еще были короткие речи с непременным: «Слава ВДВ!» И была та единственная, но такая нужная минута молчания. Ведь парни из ВДВ и спецназа принимали участие во всех войнах и вооруженных конфликтах, которые вела наша страна. А войн без потерь не бывает. И каждому из них было о ком вспомнить.
И было застолье, воспоминания, фотографирование на память и пожелания непременно встретиться вновь, ведь не забыть им до скончанья лет про Дядю Васю, тельник и берет.
На снимках: эпизоды встречи десантников разных лет.