9 декабря в День героев Отечества в Екатеринбургском киноконцертном театре «Космос» состоялась презентация книги «Герои России Уральского федерального округа». Авторы книги не придумывали сюжеты, не заставляли героев очерков жить по собственному замыслу. Жизнь гораздо глубже сочинительства, а судьба конкретного человека уникальна и неповторима.
Сегодня мы предлагаем перелистать страницы книги, рассказывающей о Героях России, о тех из них, кто входит в состав Правления областной организации Российского Союза ветеранов Афганистана.
Герой России полковник Игорь Родо-больский семнадцать лет провел в зонах локальных конфликтов и в «горячих точках». Дважды воевал в Афганистане, в течение десяти лет командировался в Чечню и Дагестан. В его офицерской биографии также были Абхазия и Камбоджа. Летчик-снайпер, он выполнил около 1700 боевых вылетов. Благодаря офицеру были спасены жизни более 500 военнослужащих, участвовавших в боевых действиях.
ВОЕВАТЬ, ТАК ВОЕВАТЬ
Боевой офицер награжден двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Мужества, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и «За военные заслуги». При таких заслугах Игорь Олегович — очень скромный и добрый человек. Он относится к тому удивительному типу русского офицера, кого война не ожесточает, не превращает в бессердечного вояку. Боевые друзья называют его летчиком от Бога. В этом нет преувеличения. Только Божьей благодатью можно объяснить, почему он возвращался из тех боевых вылетов, где выжить было почти нереально.
Игоря Родобольского трижды представляли к званию Героя России. Из-за бюрократических проволочек высшее государственное признание заслуг офицера «откладывалось». Но на такое досадное недоразумение можно посмотреть и по-другому. В сущности, это подтверждение уникального боевого мастерства военного летчика, если командование Объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе так настойчиво ходатайствовало о его награждении Звездой Героя.
В боевой биографии Игоря Родоболь-ского трудно выделить какой-то отдельный эпизод. Почти каждый вылет на войне сопряжен с опасностью и риском. Русский офицер в войну не играет. Он не наемник и не искатель военных приключений. Русский офицер защищает Родину. Эти простые и привычные слова объясняют то спокойное мужество, с которым он встречает опасность.
Вот некоторые выдержки из наградного листа: «...Подполковник И. Родобольс-кий разработал новые тактические приемы по десантированию и эвакуации разведгрупп и тактического воздушного десанта, характеризующиеся скрытностью, быстротой и внезапностью. Это намного повысило эффективность проведения операций по уничтожению бандформирований.
.Высококлассный летчик-инструктор, он подготовил к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки до 3000 метров 18 летчиков».
ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ «СУМАСШЕДШЕГО ФАНАТИКА»
31 января 2000 года в составе группы вертолетов Ми-8 и Ми-24 подполковник И. Родобольский вылетел в район населенного пункта Харсеной в Аргунском ущелье. Задача — найти группу спецназа, которая была высажена там еще 28 января парой вертолетов, ведомых Героем Советского Союза Николаем Майдановым. По данным разведки, в районе Харсеноя находились несколько баз боевиков. Но координаты высадки спецназа оказались ошибочными. Связь с группой с того дня прервалась.
События нарастали по драматическому сценарию. 29 января командир 325-го отдельного транспортно-боевого вертолетного полка полковник Н. Майданов вновь вылетел в тот район парой Ми-8 на предельно малой высоте. На одном из предгорных участков находился снайпер, который явно ждал появления винтокрылых машин.
Его единственный выстрел оказался смертельным для Героя Советского Союза Николая Майданова. Легендарный летчик армейской авиации только в небе Афганистана выполнил 1250 боевых вылетов. Военное счастье долго сопутствовало офицеру, который не раз приходил на помощь десантникам и спецназовцам в самых безнадежных ситуациях. Теперь Ми-8 приземлялся с бездыханным телом командира.
31 января 2000 года полет группы вертолетов, в составе которой находился экипаж Ро-добольского, складывался, казалось, удачно. На связь с вертолетчиками вышли те самые спецназовцы, которые передали: «Ребята, мы бьемся в окружении!» и обозначили свое местонахождение ракетой. «Мы прошли над этим местом, системой CPS сняли координаты, -рассказывает Игорь Олегович. -Там было редколесье. Выполнить посадку невозможно, поскольку расстояние между деревьями около десяти метров. В то же время хорошо простреливалось пространство. Решили на лебедках поднимать спецназовцев, среди которых были раненые. В каждом Ми-8 находились по четыре спасателя. Старшим среди них был начальник парашютно-десантной подготовки и поисково-спасательной службы авиации Северо-Кавказского военного округа подполковник Александр Жуков».
Ошибку допустили экипажи Ми-24, которые ушли на высоту более двух тысяч метров вроде как с целью лучшего обзора местности. Внезапно по двум вертолетам Ми-8 из стрелкового оружия начали долбить боевики, предельно сблизившись при этом с группой спецназа. Таким образом, огневая мощь Ми-24 оказалась бесполезной. И тогда подполковник И. Родобольский принимает, по его выражению, «правильное решение сумасшедшего фанатика».
- С моего борта лебедку еще не опустили. Я решил прикрыть Ми-8 огнем, - говорит Игорь Олегович. - На высоте 25 метров и на малой скорости, почти в режиме висения, мой вертолет стал ходить по кругу и расстреливать бандитов. Огонь вели борттехник с носового пулемета, спасатели и мой летчик-штурман из автоматов. Мы не давали боевикам вести прицельную стрельбу по вертолетам и уничтожить спецназовцев, которых поднимали на лебедках. Но одновременно сами превратились в живую мишень, вызвав огонь на себя. Один из офицеров крикнул мне: «Командир, мы сейчас загоримся, керосин хлещет из всех баков». Старший нашей группы вертолетов тоже предупредил в эфире: «Олег, уходи, за тобой тянется шлейф дыма». Приборная доска на моем вертолете была разбита, но гидросистема и двигатели не отказали. В общем, до ставки генерала Шаманова в Урус-Мартане я кое-как «доковылял» по воздуху. Двадцать восемь пробоин насчитали потом техники. Только посадил машину - в землю ушел последний керосин. К месту посадки прибыл сам командующий группировкой «Запад» генерал-майор Владимир Шаманов. Он-то и представил меня первый раз к званию Героя России.
В тот день случилась драма. Подполковник А. Жуков, который эвакуировал людей, при усилении обстрела вертолетов передал нам по рации: «Ребята, уходите. Вас собьют, и нас не спасете».
Боевая ситуация, о которой рассказал Игорь Родобольский, получит продолжение. При следующей эвакуации спецназовцев Александр Жуков почти всех из них поднимет на борт. Но сильный обстрел лишит его возможности спастись самому. Раненый, он попадет в плен, где проведет 47 суток. Его и других пленных военнослужащих боевики банды Руслана Гелаева будут использовать в качестве живого щита при прорыве из села Комсомольское в ночь на 20 марта 2000 года. Но Жуков выживет в том аду.
МИ-8 С ИНТЕРЕСНЫМИ ЗАДАЧАМИ
Свой первый самостоятельный полет в аэроклубе Игорь Родо-больский выполнил на вертолете с бортовым номером «13». Кто сказал про невезучее число? Летная судьба мальчишки из белорусского города Гродно сложится на редкость счастливой. Счастье военного летчика часто заключается в том, чтобы просто выжить. Когда ты летишь в логово боевиков и на тебя нацелено оружие противника, все жизненные ценности сводятся к одному - вернуться на родной аэродром. Воздушный боец - это не воздушный извозчик в мирном небе.
На транспортно-боевом вертолете Ми-8 Игорь Олегович пролетал тридцать лет. В профессиональном отношении - это его единственная любовь. Родную «восьмерку» он не променяет на «крокодилов», «черных акул» и «аллегаторов». Да, красивы Ми-24, Ка-50, Ка-52. «Но Ми-8 выполняет более интересные задачи», -скромно говорит летчик-снайпер.
КАМНИ ФАЙЗАБАДА И ПЫЛЬ ПУЛИ-ХУМРИ
Эта воюющая горно-пустынная страна научила Игоря летать. Когда через шесть лет в Камбодже пакистанские военные летчики допытывались у российского коллеги, был ли он там, «гражданский пилот» Игорь скромно отнекивался. Они усмехались: «Так летать ты мог научиться только в Афганистане!»
Вертолетная часть дислоцировалась в Кундузе. Что такое северные провинции Афганистана? В сторону Файзабада - камни, в сторону Хайратона - пыль, пустыня. Моджахеды были и там, и там. Свой первый «подарок» в виде неуправляемых реактивных снарядов Игорь отправил им через неделю после прибытия в Афганистан. Сначала вертолеты Ми-24 нанесли огневой удар по противнику. Ми-8 свои НУРСы послали «духам» на прощание. Не везти же ракеты назад! В первом боевом вылете надо психологически себя перебороть, почувствовать свою защищенность в бронированной винтокрылой машине. С этим чувством Игорь потом и летал. Удивительное дело, но в Афганистане, сопровождая колонны на марше, высаживая воздушные десанты, он ни разу не привез ни пробоины.
ДОСТОЙНОЕ ПРИЗЕМЛЕНИЕ
Пока Игорь жил и воевал в небе, на земле его ждала семья. На плечи его супруги Ларисы Федоровны выпало воспитание сына и дочери, которые получили хорошее образование, создали свои семьи. Теперь в роду Родобольских есть еще один Игорь Олегович, названный в честь деда, военного летчика.
Военную службу полковник Игорь Родобольский завершил в должности начальника отдела боевой подготовки и боевого применения армейской авиации, старшего инспектора-летчика управления авиации объединения. Он достойно прошел тридцатилетний путь воздушного бойца. Если в тяжелейших обстоятельствах офицеру сопутствовала удача, значит, повезло всем, кто летал с ним над горами Афганистана, Чечни и Абхазии. Кто сказал, что число «13» - несчастливое?