Н.А. Салмин
Советские консультанты, специалисты и советники в Афганистане
(1919 – 1989 г.г.)
«Силою можно тащить, но нельзя силою кормить»
(афганская пословица)
Особая и сравнительно малоосвещенная страница в истории советско-афганских отношений – деятельность советских специалистов и советников в Афганистане. Даже перечисляя объекты, построенные с помощью СССР, очень редко упоминаются люди, помогавшие их сооружать и обслуживать.
До 1978 года
Начало полномасштабных отношений между Афганистаном и СССР стало возможным с 1919 года, когда после третьей англо – афганской войны Афганистан приобрел независимость. Советское правительство первым признало независимость и полный суверенитет Афганистана.
14 августа 1920 года в Кабул был доставлен дар советского правительства – радиостанция, вместе с которой прибыл специальный технический отряд. Это были первые советские специалисты в Афганистане! Вскоре афганское правительство направило 8 человек в Ташкент на специальные курсы связи. Это была первая группа афганских граждан, прошедших обучение в советской России!
В 1924 – 25 г.г. при технической помощи Советского Союза была построена телеграфная линия на железных опорах, соединившая Кушку, Герат, Кандагар и Кабул. В 1927 году начато строительство телеграфной линии от Кабула до Мазари - Шарифа. Функционировала школа, в которой советские специалисты готовили национальные технические кадры связистов.
В те же годы Советский Союз оказал помощь Афганистану в создании военно-воздушных сил: афганской стороне были переданы 3 самолета. Эти самолеты сопровождал уроженец Вологодской области механик – инструктор Чучин И.Г. Интересна фотография того периода: от Термеза до Кабула самолеты были доставлены караваном слонов.
Группа афганских летчиков прошла подготовку в советских учебных заведениях, а советские военные специалисты помогли в организации боевой учебы афганских летно-технических кадров и в эксплуатации техники.
В 20 – 30 – е годы между странами был подписан целый ряд договоров, способствовавших расширению связей в различных отраслях. Уже в 1932 году СССР занимал первое место в объеме экспорта Афганистана и второе – в его импорте.
С помощью советских специалистов в 1934 – 1940 годах были построены хлопкоочистительные фабрики в Кундузе, Баглане, Имам - Са(х)ибе. Значительным оказался вклад Советского союза в сельское хозяйство Афганистана, особенно – в борьбу с саранчой.
В послевоенные годы наши отношения активизировались. В 1946 году было подписано соглашение по пограничным вопросам, в 1950 –м – о товарообороте и платежах, в 1954 – о строительстве в Кабуле при советском техническом содействии хлебокомбината и асфальтобетонного завода и т.д. В декабре 1955 года Советский Союз выразил готовность предоставить Афганистану на развитие экономики на льготных условиях кредит в размере 100 млн. долларов.
С 1957 года СССР начал оказывать помощь в геологоразведочных работах и подготовке кадров. В 1959 году было подписано соглашение, в соответствии с которым Советский Союз предоставил помощь в строительстве автотрассы Кушка – Герат – Кандагар протяженностью 680 км. Из существовавших (к1978 г.) 2800 км дорог, имевших асфальтобетонное покрытие, с помощью СССР было построено более 1500 км. Кроме вышеназванной трассы это еще и Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Джелалабад – до пакистанской границы с бетонным покрытием для нагрузок до 60 тонн. Для справки: США построили дорогу Кабул – Кандагар.
Особая страница – сооружение тоннеля «Саланг» в 1954 - 1964годах. Эта дорога с тоннелем длиной 2676 метров, пробитым сквозь горный хребет Гиндукуш на высоте 3,3 тыс. м соединила Кабул с северными провинциями. Советскими специалистами – дорожниками руководил инженер Болдышев Ф.И. .Впоследствии в городке Хинжан на постоянной основе находилась группа советских специалистов по обслуживанию высокогорного перевала и тоннеля «Саланг». Перед событиями апреля 1978 года этой группой руководил инженер Ерухимов.
В 60 – е годы объем советской технико-экономической помощи составлял 70% всей иностранной помощи Афганистану. При нашей помощи началось строительство крупнейших экономических объектов, впоследствии составивших основу государственного сектора экономики Афганистана: ГЭС Наглу (100 тыс. квт), авторемонтный завод «Джангалак» в Кабуле, не имевший себе равных в развивающихся странах Джелалабадский ирригационный комплекс, речной порт Ширхан на Амударье и т.д. Оказывалась помощь в геологоразведочных и проектно- изыскательских работах.
Все наши специалисты работали в Афганистане по т.н. «афганским контрактам»: геологический контракт, дорожный…и т.д. За всеми этими договорами и контрактами –люди! Например, Джелалабадский ирригационный комплекс обслуживали свыше 6 тысяч рабочих и служащих, в т.ч.- 78 советских специалистов. Из сотен и сотен советских людей большинство оставили по себе добрый след. Среди тех, кого помнят в Афганистане – Охримюк Евгений Михайлович, руководитель группы советских геологов с 1976 года. Участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых наград. Под его началом велась разработка руд и нерудного сырья, поиски новых месторождений газа на севере страны, освоение месторождений свинца и цинка. С началом войны (1978 г.), когда полевые работы практически прекратились, Охримюк с коллегами вел поиски месторождений и воды в окрестностях Кабула, но…был выкраден бандформированием и менее чем через год казнен.
К концу 1978 года при содействии Советского Союза советскими специалистами строилось 130 объектов, из которых 72 было уже введено в эксплуатацию. Кроме вышеперечисленных объектов это – завод азотных удобрений в Мазари - Шарифе мощностью 105 тыс. т карбамида в год, два газопромысла на севере страны, домостроительный комбинат в Кабуле и т.д.
Советские специалисты оказывали большую помощь в подготовке национальных кадров. Свыше 60 тыс. афганских граждан были обучены различным профессиям. Построенные с помощью СССР КПИ (Кабульский политехнический институт), автомеханический и горно-нефтяной техникумы были рассчитаны на одновременное обучение 2400 чел. Только в КПИ одновременно преподавали более 100 советских преподавателей. К сожалению, не обходилось без потерь. Так, в 1965 г. на трассе Шиндант – Кандагар во время селевого потока погибли специалисты – дорожники супруги Старостины. В 1984 году погиб преподаватель КПИ Либерман А.А. Многие потеряли здоровье от «букета» инфекционных заболеваний.
Какими же судьбами «занесло» наших советников и специалистов в Афганистан? При всевозможных оценках одно можно сказать с уверенностью: в основном все они были добровольцами, зачастую прошедшими через конкурсы. Только партийные и военные советники ехали туда по приказу. Некоторые таким «контрактом» решили реализовать свою энергию, творческие способности и, наконец, свое мужество. Кого – то манила романтика. Естественно, сказывался и такой фактор, как материальное положение, ведь в те годы для советского человека заграница (любая) – это, помимо всего, еще и заработок.
В подавляющем большинстве наши специалисты проявили себя грамотными специалистами, уважающими чужие обычаи и традиции, жившими и работавшими по афганской пословице: «Делай хорошее – не увидишь плохое».
С 1956 года в Афганистан командировались советские офицеры в качестве военных консультантов и специалистов – до 100 человек единовременно. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что именно к этой категории советских людей в Афганистане относились наиболее уважительно. Афганскому лидеру того периода приписывают слова: «Если хоть один волос упадет с головы советского офицера, виновный поплатится своей жизнью…». А премьер – министр М. Дауд говорил: «…от ракет ПВО до шомполов – все в Вооруженных Силах Афганистана – советское…». Возглавлявший в 1975 – 1979 годах военный советнический аппарат в Афганистане генерал – лейтенант Горелов вспоминал, что до декабря 1979 года офицеры продвигались по Афганистану без охраны и всюду встречали радушный прием.
После апреля 1978 года
27 апреля 1978 года в Афганистане произошел военный переворот, названный революцией. Для советских представителей в Кабуле, да и для спецслужб этот переворот явился полной неожиданностью. Тем не менее, это не помешало советским руководителям встретить известие о приходе к власти НДПА с удовлетворением и начать…оказание всесторонней помощи, откликнувшись на просьбы нового афганского руководства, посыпавшиеся уже с мая 1978 года.
Из СССР командировали различных специалистов для работы в качестве советников в ЦК НДПА, в министерствах и ведомствах Афганистана. Цель была одна – оказание всесторонней помощи, в первую очередь в разработке программных документов, планировании социально – экономического развития республики. Но…хотели как лучше, а получилось как всегда. Первое – стала преобладать не экономика (производство), а политика, идеология. Второе – как отмечают Д.Гай и В. Снегирев в книге «Вторжение»: «…их было очень много, ну просто безумно много…Гигантские штаты советников существовали при МВД и госбезопасности…Советники были во всех министерствах и ведомствах, на предприятиях, в транспортных компаниях, банках, конторах, учебных заведениях…». Самой многочисленной была «диаспора» партийных советников. Например, по некоторым свидетельствам, только в 1983 году при ЦК НДПА работали 80 советников и 50 переводчиков. Плюсом к этому – советники в провинциальных комитетах НДПА. Формы и методы их работы – не цель этих заметок. По оценкам Р. Брейтвейта в книге «Афган. Русские на войне» (2013г.): «… Раздутый штат советских советников (в 1986 году – 2500 чел.) мешал Наджибулле… Опять все делаем сами, - сетовал Горбачев – Наши только к этому приучены. Вяжут Наджиба по рукам и ногам…»
Третье – негативное влияние оказало и то обстоятельство, что в действиях многих советников проявились характерные для периода застоя очковтирательство, стремление выдать желаемое за действительное, тиражирование наших ошибок и т.д. К сожалению, часто мы совались «со своим уставом в чужой монастырь». Например, существовавшие только на бумаге афганские профсоюзы (какие могут быть профсоюзы в нищей, практически без рабочего класса, воюющей стране!) тоже имели советников. Они решили, что в той обстановке не хватает социалистического соревнования. Вот перевод фрагмента одного из документов: «…Мы, рабочие и служащие завода «Джангалак», одобряем и поддерживаем…Мы понимаем значение этого соревнования для укрепления национальной экономики и обещаем работать еще лучше, экономить сырье и электроэнергию…» Это буквально театр абсурда. А из ЦК ВЛКСМ поступило указание провести в организациях ДОМА (Демократическая организация молодежи Афганистана)…Ленинский зачет. Это уже зазеркалье. Для справки: с 1978 по 1988 год в Афганистане побывало более 150 советников по линии ВЛКСМ. Четверо из них – А.Абдукадыров, А. Бабченко, Г. Кулаженко, Н. Серов погибло и умерло.
И еще о зазеркалье. Были в Афганистане, оказывается, и советники по линии Минречфлота СССР. Редактор журнала «Партийная жизнь» Гафари вспоминал про одного из партийных советников «…он очень скоро забыл, в чем разница между советником и партийным бонзой, - каким этот человек был в своей вотчине в Союзе…».
Между апрелем 1978 г. и мартом 1979 г. в Москве и Кабуле было подписано 75 соглашений по вопросам экономической помощи ДРА, что сопровождалось прибытием в Афганистан 4500 советников. Осуществлялось это за счет Советского Союза. А состав и количество наших советников и специалистов определялись после решений такого содержания:
Совершенно секретно
Особая папка
Выписка
из протокола № 146 заседания
Политбюро ЦК КПСС от 24 января 1989 года
…5. Министерству обороны СССР и Министерству гражданской авиации СССР изучить вопрос о возможности использования советских летчиков на добровольной основе и с соответствующим материальным вознаграждением на самолетах афганской транспортной авиации или на советских транспортных самолетах, которые можно было бы передать в аренду афганской стороне…
Если в Кабуле еще можно было жить и работать, то в глубинке…! Большинство наших советников и специалистов жили в тяжелейших условиях, делили с афганцами тяготы быта, постоянно подвергаясь смертельной опасности. В первую очередь это касалось людей в погонах, особенно в невысоких чинах – советников и переводчиков первичного армейского звена, находившихся непосредственно в боевых порядках афганских вооруженных сил.
Из «Военного энциклопедического словаря»: «Советник военный (военный специалист), военный (обычно из числа офицерского состава) одного государства, направленный в соответствии с двусторонним соглашением в другое государство для оказания помощи в создании Вооруженных Сил, подготовке военных кадров, обучении войск, освоении вооружения и военной техники, закупленной государством в другой стране, а иногда и для помощи в организации и ведении боевых действий».
В мае 1978 года было подписано межправительственное соглашение о военных советниках, в соответствии с которым был повышен их статус (вместо консультантов – советники) и увеличена их численность со 100 до 400 человек. По некоторым оценкам, к концу 1980 года число военных советников в Афганистане достигло1600 -1800, среди них – до 80 генералов. В среднем в каждом батальоне афганской армии были 3 – 4 советских офицера, в полку -4 – 5, дивизии – 11 – 12, а также переводчики. Были советники и в центральном аппарате. Возглавлялись все они Главным военным советником и его аппаратом.
По некоторым публикациям, к 1985 году количество советских военнослужащих в войсках ДРА составляло: 761 советник, 205 специалистов, 227 переводчиков. Всего же за годы войны в Афганистан было командировано около 8000 военных советников, специалистов и переводчиков.
Согласно другим данным, на начало 1988 года в афганской армии работали 1007 советских военных специалистов, в том числе 694 советника. Примечание: в это число не входят советники КГБ, погранвойск и МВД. Есть основания полагать, что общая численность советников по линии всех силовых ведомств единовременно составляла 2000 человек.
В своих исследованиях и воспоминаниях различные авторы, в зависимости от той или иной ведомственной принадлежности, приводят различные данные о количестве, условиях службы и значимости советников по линии того или иного ведомства. Например, генерал - полковник И. Вертелко – первый заместитель начальника погранвойск КГБ СССР отмечает: «Нашим пограничным советникам в Афганистане приходилось особенно тяжело. Если в пехотной дивизии афганской армии насчитывалось до 60 советников с переводчиками, обслугой и охраной, то в пограничной бригаде их было в десять раз меньше. Причем ни охраны, ни переводчиков им в поддержку не давали. Примерно в таком же режиме и в таких же условиях приходилось работать и нашему верхнему советническому эшелону…Армейские советники жили кучно, маленькими коллективами, потому что дивизии дислоцировались компактно, да и вели боевые действия в едином боевом порядке. Батальоны пограничных бригад были разбросаны вдоль границы на угрожаемых направлениях…». «Отвечает» представитель Министерства обороны. Генерал армии М. Гареев пишет: «…Дело доходило до абсурда. В ракетных дивизионах и других частях гвардии, входящих в состав МГБ, специалистами назначались офицеры Советской Армии…. Майор – специалист в войсках МГБ, получал больше главного военного советника при Министерстве обороны…Дело было не только в деньгах, а в принципе…».
Так сложилось, что зачастую наши советники фактически управляли афганскими войсками в ходе боевых действий вместо своих «подсоветных», а условия их жизни и службы зачастую не шли ни в какое сравнение со службой офицеров 40 – й армии. Например, в провинции Пактика в г. Ургун дислоцировался отдельный афганский полк. Его снабжали вертолетами по воздуху и только два раза в год к ним осуществлялась «проводка колонны» с необходимыми для жизнедеятельности полка грузами. А там служили и наши советники. Кроме того, в афганских частях не так уж редко происходили случаи предательства, да и укомплектованы они были в основном только на 50 – 70 %! Можно только представить себе офицера с одним переводчиком (а иногда и без него) среди афганских войск, расположенных в боевых условиях и ведущих боевые действия где – нибудь в районах Файзабада, Хоста, Урузгана, Герата, где угроза исходила не только от моджахедов (душманов), но нередко и от части личного состава правительственных войск.
Всего за годы «афганской» войны погибло, по требующим уточнения данным, 180 - 195 советников и специалистов. И первыми жертвами этой войны стали именно военные советники: в марте 1979 года в ходе мятежа в Герате погиб майор Бизюков Н.Я, 31 мая 1979 г. на полевом командном пункте Пактийского корпуса Вооруженных Сил Афганистана прорвавшейся туда группировкой мятежников были убиты наши советники полковник Игнашин В.В. и подполковник Рыков В.И.
В июле 1980 года в батальоне правительственных войск, перешедшем на сторону моджахедов, был убит советник майор Турченко В.Н. 17 августа 1981 г. в районе селения Дехмулла недалеко от аэродрома Баграм в результате прямого предательства командования афганского батальона погибли майор Колесников В.Р., переводчик Адамов И.Н. и радист (фамилия автору данных строк неизвестна). После боя выяснилось, что командование батальона… исчезло. 19 января 1982 года в сбитом в районе Хоста вертолете погиб заместитель главного военного советника по боевым действиям и боевой подготовке генерал - лейтенант Шкидченко П.И. 12 ноября 1985 года погиб советник командующего ВВС РА генерал - майор Власов Н.А. Самолет, который он пилотировал, был сбит в районе Кандагара. Ему удалось катапультироваться, но при спуске он был расстрелян с земли. В мае 1984 года в тяжелейшем бою при участии пакистанских инструкторов погиб советник командира афганского пограничного полка майор Богданов А.П. Получив в бою несколько тяжелых ранений, он продолжал сражаться и погиб в рукопашном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В Книгу памяти свердловчан, погибших в Афганистане «Черный тюльпан» включено две фамилии военных советников – подполковника Безденежных Н.Н. и майора Кирикова М.А.
Не обходилось без жертв и среди гражданских специалистов. В начале 1983 года в г. Мазари – Шарифе бандиты захватили автобус с нашими специалистами, строившими мукомольный комбинат. В плену оказалось 16 человек. В операции по их освобождению были задействованы значительные силы. Можно только представить себе состояние гражданских людей, уведенных насильно в горы посреди зимы! Их хотели переправить в Пакистан, чтобы выдать за летчиков, якобы бомбивших кишлаки. Только через две недели их удалось освободить. К сожалению, в ходе этой операции четверо из них погибло. Всего, по официальным данным, за годы «афганской» войны погибло 20 гражданских специалистов из разных министерств и ведомств.