ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА: Начальник отдела муниципального земельного контроля земельного комитета администрации г.Екатеринбурга полковник запаса кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды Сергей Николаевич Паховский. В 1980 году закончил Рязанское высшее воздушно-десантной командное Краснознаменное училище. 28 октября 1981 года через понтонный мост возле Термеза, командуя взводом 154-го отдельного отряда специального назначения 15-й отдельной бригады специального назначения, вошел на территорию Афганистана. Отряд располагался на севере страны, в районе Мазари-Шарифа, и выполнял боевые задачи по реализации разведданных, обеспечению безопасной работы газопровода, топливопровода из Термеза в Пули-Хумри, штурму укрепленных районов душманов.
Если внимательно посмотреть на карту Афганистана, то южнее Мазари-Шарифа можно найти реку Мармуль. Ее истоки берут начало в злополучном ущелье с одноименным названием, где в марте 1983 года проводилась армейская операция по блокированию и уничтожению крупного укрепрайо-на душманов. По данным разведки, в ущелье располагались центр подготовки моджахедов, база отдыха, многочисленные склады с вооружением и боеприпасами и даже тюрьма, типография, дизельная электростанция и другие местные «достопримечательности». Общая численность душманов равнялась приблизительно 400-500 человек.
Авиация, вертолеты, артиллерия две недели долбили и утюжили, кромсали и колошматили, накрывали огнем и матом все, что могли, но все без толку. Длина ущелья 1,5 км, да вход в него всего-то метров 20. Снайпера каждый камешек пристреляли, а скалы - монолит, им снаряды все равно что иголкой по стеклу царапнуть. Не раз бросались спецназовцы на штурм, хлопцы отчаянные, таких еще поискать, да напрасно: каждый раз ущелье огрызалось кинжальным огнем замаскированных узлов обороны.
Во взводе Паховского каждые два дня личный состав обновлялся. Убитых, слава Богу, не было, но ранены почти все.
Командира тоже зацепило -касательное пулевое ранение правого колена. Остался взводный, как говорится, в строю: заменить некем, да и дело принципа уже духов взять, не заколдованное же это ущелье в самом деле!
Как всегда, выручила солдатская смекалка. Придумали план. Рискованный, конечно, да разве можно на войне без риска? Как говорится, тот не пьет шампанского!
Дождались, когда ветер подул в сторону ущелья. Под огнем духов подогнали как мож-
но ближе ко входу в ущелье танк, включили термодымовую аппаратуру. Через пару минут - света белого не видно. Пока духи с испугу лупили в него почем зря, как в копеечку, проскочили самое узкое и опасное место, а там уж «кто не спрятался - я не виноват».
Утром ворвались, к обеду вместе с пехотой каждую пещеру наизнанку вывернули. Рядом с командиром сражались и его подчиненные заместитель командира взвода старший сержант Виктор Щеголев, пулеметчик рядовой Салават Таш-булатов и другие. Командир отделения сержант Александр жуков в паре с товарищем метров на семьдесят вперед вырвались, залегли и огнем обеспечивали продвижение взвода. Мощный огонь духов возобновился с новой силой. Комбат решил подстраховаться и дал команду «Назад!». Но «вернуться на исходную» -означало бросить подчиненных на верную смерть. И тогда спецназ бросился вперед.
У входа в пещеры лежали убитые душманы, прикованные цепями к ДШК: они стреляли до последнего.
За этот бой многих солдат и офицеров представили к правительственным наградам. На старшего лейтенанта С. Пахов-ского написали представление на орден Красного Знамени и на капитенское звание досрочно. Но «мудрые» кадровики рассудили иначе: представление к досрочному званию «наверх» не послали по причине того, что два раза поощрять за один подвиг вроде как многовато будет, а представление на Красное Знамя где-то в ящиках канцелярских столов затерялось - «недавно вроде как на Красную Звезду посылыли, заморочка может выйти». Ну, им-то, конечно, виднее. Пахов-ский не спорил и запросов в вышестоящие инстанции не посылал: шла война, других забот хватало.
Без малого 19 лет прошло. Но, благодаря сотрудникам Екатеринбургской городской организации инвалидов войны в Афганистане, Еомитета по делам воинов-интернационалистов Содружества Независимых Государств, многим честным и справедливым людям, эхо ущелья Мармуль вновь догнало Сергея Николаевича. Вновь из прошлого пахнуло порохом, вспомнились боевые друзья. Это и их орден. Ведь все мы сражались под одним Знаменем.
О. ДМИТРИЕВ