навигация
Главная
О нас
Правление
Президиум Правления
Наш фотоархив (мероприятия, праздники)
Наша газета
Страница Юрия Исламова
Книга памяти (Свердл. обл.)
Мемориальная доска 40-й Армии
Афганский мемориал Погранвойск
Семьи погибших
Памятники и мемориалы
Музей "Шурави"
Творчество ветеранов
Культурный центр "Солдаты России"
Воины Отечества
Видео архив
Новые книги
Справочник - Меры социальной поддержки


Патриотическое радио ОТЧИЗНА

70 лет Великой Победы

 Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России)

Екатеринбургское суворовское военное училище          Министерства обороны Российской Федерации

Вшивцев Владимир Сергеевич

Свердловский региональный Совет сторонников партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ»

поиск

МБУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты"

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей








Четвертый по результативности советский ас Великой Отечественной войны Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково, ныне поселок Зайково Свердловской области. Окончил 6 классов неполной средней школы и аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии, в 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года младший лейтенант Речкалов в действующей армии. Несмотря на то, что перед самой войной у него был обнаружен дальтонизм, его все равно допустили к полетам - летчиков не хватало.

РАВНЯЯСЬ НА ЛЕГЕНДУ

Речкалов был определен в состав того же самого 55-го истребительного авиационного полка (вскоре ставшего 16-м гвардейским ИАП), где его сослуживцем был знаменитый Покрышкин. Однако, в отличие от Покрышкина, воевать Речкалов начал не на МиГ-3, а на И-153. На этом самолете с тактическим номером 13 он одержал свою первую победу, 27 июня 1941 года залпом реактивных снарядов сбив одного из атаковавших его Me-109. Старожилы полка вспоминали, что до апреля 1941 года на этом самолете летал Покрышкин и лишь потом он пересел на МиГ-3.

Вскоре Речкалов потерпел на этом самолете аварию, после чего его пересадили на И-16, на котором он успел сбить два самолета - Ju-88 и PZL P-24 - один из тех польских истребителей, на которых в сентябре 1939 года перелетели в Румынию польские летчики. Нейтральная тогда Румыния интернировала польские самолеты, а став в 1940 союзниками Гитлера, румыны включили их в состав своих ВВС.

НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ И НА ОДНОМ КРЫЛЕ...

26 июля в районе Дубоссар при штурмовке вражеской колонны Речкалов был ранен в голову и ногу огнем с земли, привел машину на свой аэродром и угодил в госпиталь, перенес там три операции - ранение в ногу оказалось тяжелым. После выздоровления Речкалова, как и героя фильма «Небесный тихоход», определили в полк ночных бомбардировщиков У-2. Однако,
в отличие от героя знаменитого фильма, Речкалов с этим назначением не согласился, и добился встречи с командующим ВВС фронта, который направил Речкалова переучиваться на Як-1. Лишь 30 марта 1942 года, освоив Як-1 и еще раз побывав в госпитале - трудно выходил осколок - Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой родной полк. Участвуя в 20 боях, он делает около сотни боевых вылетов, доводит число своих побед до 6, сбив 4 самолета лично и 2 - в составе группы.

ГРОЗА НЕМЕЦКИХ СТЕРВЯТНИКОВ

К маю 1943 года командир звена 16-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Г.А. Речкалов совершил 194 боевых вылета, в 54 воздушных боях сбил лично 12 самолетов противника и 2 - в составе группы.

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважный летчик удостоен звания Героя Советского Союза.

К июню 1944 года уже заместитель командира полка гвардии капитан Г.А. Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях, сбил лично 48 самолетов противника и 6 - в группе.

1 июля 1944 года за успешно проведенные воздушные бои, летчик повторно удостоен звания Героя Советского Союза.

СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЯД «АЭРОКОБРЫ»

Вскоре полк переместился на 1-й Украинский фронт и принял участие в Львовско-Сандомирской операции. Затем действовал над Польшей, над Вислой и Одером. Последние бои Речкалов провел над Берлином в апреле 1945 года. К концу войны
он стал самым результативным летчиком, летающим на «Аэрокобре» (44 победы). Эта боевая машина широко известна по военной кинохронике, как истребитель А. Покрышкина. Дело в том, что кинооператоры снимали Александра Ивановича на фоне именно этого самолета (видимо, хотели показать множество звезд - отметок о победах). Звездочки, обозначавшие воздушные победы, наносились слева на носу самолета, причем расположены были точно так же, как и на предыдущей машине. Подкрыльевые крупнокалиберные пулеметы были сняты. Красные верхушки вертикального оперения и кок - отличительный знак 16-го гвардейского истребительного авиационного
полка. Буквы Р.Г.А. (на хвосте за звездой) - инициалы пилота - Речкалов Григорий Андреевич.

Через много лет после окончания войны у Григория Речкалова как-то спросили, что он больше всего ценил в «Аэрокобре», на которой одержал столько побед: скорость, мощь огневого залпа, обзор из кабины, надежность мотора? Речкалов ответил, что, конечно, все перечисленные достоинства машины очень важны. Но, главное все-таки было... радио. На этой машине была отличная, редкая по тем временам радиосвязь. Благодаря ей пилоты в группе разговаривали между собой, как по телефону. Кто что увидел - сразу все знают. Поэтому никаких неожиданностей в боевых вылетах у них не бывало.

Всего Григорий Речкалов выполнил более 450 успешных боевых вылетов, в 122 воздушных боях сбил 56 самолетов лично и 6 - в составе группы.

После войны Речкалов продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военновоздушную академию. С 1959 года гвардии генерал-майор авиации ГА. Речкалов - в запасе. Жил в Москве. Написал книги о военных буднях - «В гостях у молодости», «Пылающее небо войны», «В небе Молдавии». Умер отважный летчик 22 декабря 1990 года.

Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов был награжден орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1 -й степени, Красной Звезды (дважды), многими медалями. На малой родине летчика установлен бронзовый бюст.
 




навигация

56 ОДШБр
СПЕЦНАЗ

Афганский фотоархив

Воспоминания, дневники

Карты Афганистана
Военная история
Техника и вооружение
Законы о ветеранах
Советы Юриста
Страница Психолога
Военно - патриотическая работа
Поиск однополчан
Гостевая книга
Ссылки
Контакты
Гимн СОО РСВА
Российский Союз ветеранов Афганистана
Победители - Солдаты Великой Войны
Таганский ряд
Музей ВДВ \
Автомат и гитара - стихи и песни из солдатских блокнотов
Ансамбль ВДВ России Голубые береты
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОСТО (ДОСААФ).
 Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества.
Записки офицера спецназа ГРУ.


2006-2024 (с) РСВА Свердловская область
Все права защищены, полное или частичное копирование материалов с сайта только с согласия владельца вопросы и предложения направляйте по адресу info@rsva-ural.ru
Разработка сайта
Дизайн студия D1.ru

Всего посетителей: 14247359