навигация
Главная
О нас
Правление
Президиум Правления
Наш фотоархив (мероприятия, праздники)
Наша газета
Страница Юрия Исламова
Книга памяти (Свердл. обл.)
Мемориальная доска 40-й Армии
Афганский мемориал Погранвойск
Семьи погибших
Памятники и мемориалы
Музей "Шурави"
Творчество ветеранов
Культурный центр "Солдаты России"
Воины Отечества
Видео архив
Новые книги
Справочник - Меры социальной поддержки


Патриотическое радио ОТЧИЗНА

70 лет Великой Победы

 Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России)

Екатеринбургское суворовское военное училище          Министерства обороны Российской Федерации

Вшивцев Владимир Сергеевич

Свердловский региональный Совет сторонников партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ»

поиск

МБУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты"

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей








                                                                   
Вадим МАКАРОВ:«Афганское движение изначально зародилось для решения социальных программ»

  В прошлом старшина погранзаставы, Вадим Макаров воевал в Афганистане в 1984–1985 г.г. в составе мотоманевренной группы Пограничных войск КГБ СССР. Ныне Вадим Валерьевич – директор рыночного комплекса «Таганский ряд», член правления Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Исламова Ю.В. Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана». Наша беседа с ним – о времени зарождения афганского движения в Свердловской области, его нравственной и социальной составляющей.

  - Вадим Валерьевич! Вы вернулись из Афганистана в 1985 году. К тому времени немало уральцев прошли службу в 40-й армии и мотоманевренных группах Пограничных войск. Существовало ли в Свердловской области афганское движение? С чем было связано его зарождение?
  - Тогда, двадцать лет назад, афганское движение еще не зародилось на Среднем Урале. Проходили встречи воинов-«афганцев» в День пограничника, День ВДВ, людей больше объединяла, скажем, служба в каком-то роде войск или боевой части, один призыв. Но это не было общественным движением. Еще существовала крепкая страна, работали советские законы, принятые в отношении участников боевых действий. Потом началась перестройка, произошел развал Советского Союза, рухнули социальные гарантии.
  Союз ветеранов Афганистана в нашей области образовался в 1991 году. Я и сегодня благодарен Володе Лебедеву, который объединил нас, заставил поверить, что вместе мы – сила. Поначалу в Союзе было около 500 человек, потом стали создаваться  организации по районам в Свердловске, в других городах области. Пик начала афганского движения пришелся на 1992 год, когда произошел захват домов. Это событие получило большой резонанс. О нас писала центральная и местная пресса. Из Москвы приезжал Руслан Аушев. Пытались разобраться, в чем проблемы и как повлиять на ситуацию.

  - Сегодня мы живем в другой стране, повзрослели и вы, непосредственные участники тех событий. Насколько все-таки оправдан был тот неординарный поступок?
  - Именно на тот момент, в той ситуации это было правильным. Захват домов – реакция на несправедливость, когда жилье, строящееся для льготников, в том числе и «афганцев», власти стали продавать. Да, Лебедев был человеком своего времени, но главная его цель состояла в принятии социальной программы по реабилитации людей, прошедших афганскую войну. Второе – мы потребовали от власти исполнения законов о льготах.

  - Спустя десятилетия после Великой Отечественной войны «афганцы» были первыми, кто в составе действующей армии принимали участие в масштабных боевых действиях. Но за фронтовиками стояла могучая страна, весь народ. Вы же, наверное, оказались перед стеной государства, которое еще недавно защищали?
  -  Лично мне не довелось столкнуться с цинизмом чиновников, которые  заявляли: «Я вас в Афганистан не посылал».  Наверное, оттого, что избежал инвалидности, никуда не обращался и ни о чем не просил, а здоровья и сил хватало трудиться на нескольких работах. В 1987 году, будучи монтажником на предприятии, избирался депутатом Орджоникидзевского районного совета. В то время не помню, чтобы к депутатам обращались за помощью воины-«афганцы». Но в начале 90-х экономический кризис многих поставил на колени. А ведь были инвалиды афганской войны, которые не могли зарабатывать деньги. Государство их в тот момент просто кинуло, определило мизерную пенсию, и попробуй, проживи.
  Поначалу я не очень верил, что сможем одолеть бюрократическую машину.  Государство само себя поставило в такое положение. Оно говорило: да, есть «афганцы», которые воевали и нуждаются в льготах, но не соблюдало принятые законы. Но закон все же существовал, и нам легко было бороться с административной машиной. В советское время нас воспитывали, что правда превыше всего, у людей была вера в справедливость. Эти нравственные категории и ныне остаются неизменными, но, к сожалению, воспринимают их по-разному.
  Мы говорили власть придержащим: «Не можете обеспечить «афганцев» положенным – дайте участок работы, будем сами зарабатывать и решать свои проблемы».  Реакция областных и городских властей на наши предложения была в основном отрицательной. Отдельные чиновники вроде бы поддерживали нас, говорили:  молодцы, так и надо! Когда же возникала необходимость их подписей под документами, они мотивировали свой отказ  одним аргументом: «Извините, закон есть закон, ничем не могу помочь». Потому и говорю с благодарностью о Володе Лебедеве, который организовал нас, умел требовать от власти и добиваться. Не могу не вспомнить добрым словом Виктора Касинцева, научившего ребят-«афганцев» зарабатывать деньги для решения своих социальных проблем.
  Менялся социальный статус «афганцев». В те годы одни воспринимали нас резко отрицательно, другие – резко положительно. Особенно, когда мы начали противостоять преступным группировкам в Екатеринбурге, считавшимся в девяностых годах наиболее криминальным городом России, защищать мирных граждан от их посягательств.
  Со временем появились первые депутаты-«афганцы» в Государственной Думе, как, например, Володя Вшивцев, в других органах законодательной и представительной власти. Они избирались как представители афганского движения. К слову,  отдельные недобросовестные деятели даже пытались использовать «афганцев» как политическую разменную монету.

  - Если перекинуть мостик в настоящее время, что остается приоритетным направлением афганского движения?
  - Безусловно, решение социальных программ воинов-«афганцев». С этой целью и создавались афганские предприятия. Изначально наше коммерческое предприятие Союза ветеранов Афганистана, которое в те годы называлось «Кобра», стало помогать семьям погибших, инвалидам афганской войны, просто воинам-«афганцам» в решении социальных проблем. Исходя из финансовых возможностей, оказывали поначалу разовую помощь – одной семье, другой. Потом пришло понимание, что необходимо каждой семье ежемесячно выделять определенную сумму. Меня поражает отношение государства, которое забирает налоги с этих выплат, а, по сути, заставляет матерей платить налог, отобрав у них самое дорогое в жизни – сына.
  Прошли годы, а положение родителей погибших ребят становится все более трудным. С возрастом им сложнее решать проблемы, сегодня они лишаются льгот. Не стали моложе и инвалиды-«афганцы», кто-то уже умер, но у них остались семьи, нуждающиеся в помощи.
  Каждый год, 15 февраля, мы встречаемся с родителями погибших. Общение с матерями, потерявшими сыновей, их наполненные болью глаза, душевная благодарность являются для нас тем, что дает энергию и силу. Мы уже давно одна большая семья.

  - Сегодня в России немало общественных движений. В чем, на ваш взгляд, своеобразие именно афганского? Как в свое время удалось объединить людей разных возрастов, должностного положения, воинских званий?
  - «Афганцев» объединяло одно – они воевали. Различие в возрасте, званиях отошло на второй план: здесь началась иная жизнь, со своими законами. Кто хотел работать – остался, другие отсеялись. Собственно, как и везде.
  В чем особенность нашего движения? После афганских событий произошло немало трагических событий в нашей стране: конфликты в Южной Осетии, Приднестровье, войны в Абхазии, Чечне. После фронтовиков, спустя десятилетия, «афганцы» были первыми, кто стали поднимать ветеранское движение, создали организационную и материальную основу, благодаря которой в новый Российский Союз ветеранов Афганистана вошли отдельные структуры инвалидов афганской войны, участники боевых действий в Чечне, других «горячих точках». Сегодня у афганского движения  есть и возможности, и депутатские рычаги воздействия.

  - Проблемы нашего общества больнее всего отразились на детях. Что могут «афганцы» противопоставить такому социальному злу, как подростковая наркомания, детская безнадзорность?
  - Решая социальные проблемы «афганцев», мы не переставали заниматься воспитанием подрастающего поколения. Сегодня возрождаются военно-патриотические клубы и объединения, спортивные секции. В музей «Шурави», где организуются интересные мероприятия, приходят немало школьников и студентов. Но за каждым перспективным делом или проектом должна стоять финансовая база. Это как раз и является одним из направлений деятельности  нашего возрожденного Союза, и акционерного общества «Таганский ряд», которое я представляю в правлении Свердловской областной организации.
  Тот же музей «Шурави» - уникален по своим возможностям, эмоциональному и психологическому воздействию. В Москве только в 2005 году открыли памятник воинам-«афганцам». А в Екатеринбурге он установлен на десять лет раньше и по силе художественного исполнения не имеет себе равных.
  Афганское движение изначально зарождалось для решения социальных проблем, имело здоровую нравственную основу, у него на Среднем Урале есть реальные дела и достижения, есть будущее.
                                                                   

Беседу вела Ирина Майорова
 
 




навигация

56 ОДШБр
СПЕЦНАЗ

Афганский фотоархив

Воспоминания, дневники

Карты Афганистана
Военная история
Техника и вооружение
Законы о ветеранах
Советы Юриста
Страница Психолога
Военно - патриотическая работа
Поиск однополчан
Гостевая книга
Ссылки
Контакты
Гимн СОО РСВА
Российский Союз ветеранов Афганистана
Победители - Солдаты Великой Войны
Таганский ряд
Музей ВДВ \
Автомат и гитара - стихи и песни из солдатских блокнотов
Ансамбль ВДВ России Голубые береты
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОСТО (ДОСААФ).
 Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества.
Записки офицера спецназа ГРУ.


2006-2024 (с) РСВА Свердловская область
Все права защищены, полное или частичное копирование материалов с сайта только с согласия владельца вопросы и предложения направляйте по адресу info@rsva-ural.ru
Разработка сайта
Дизайн студия D1.ru

Всего посетителей: 14431270