Владимир Мезенцев - человек в охранном бизнесе более чем известный. Честно и с честью исполнив интернациональный долг в Афганистане, он основал одно из первых "афганских" охранных предприятий - знаменитый "Коммандос", где получили работу многие ветераны Афганистана, а в последствии - Чечни.
Сегодня Владимир - руководитель Ассоциации "Народная безопасность ". Добившись значительных результатов, он, тем не менее, не изменил своим принципам и по-прежнему старается помогать ветеранам боевых действий самым достойным способом - дает им работу. Но не только. Есть у Мезенцева, председателя Октябрьской районной организации РСВА, на этот счет своя философия, о которой мы и беседовали в его рабочем кабинете.- Для тебя же не секрет, что ветеранов боевых действий мало кто берет на работу. Тем более, если речь идет о таком ответственном деле, как охранные услуги. Считается, что у них "пуля в голове"... У тебя, похоже, другое мнение. Может, пояснишь?- Понимаешь, эти ребята, что возвращаются из "горячих" точек, из различных спецподразделений, провоевав несколько лет, привыкают быть нужными Родине. У них, по большому счету, есть такая в душе уверенность, что страна без них не обойдется. Там, в экстремальных условиях, так и есть. А когда они вдруг оказываются на "большой" земле, выясняется, что никому они особенно и не нужны. Раньше эти парни, проверенные армией, по сути, фронтом, были золотым фондом, их старались привлечь к ответственной работе, тянули служить в милицию и другие "силовые" структуры, просили поработать с детьми и подростками, передать опыт.
Ныне этого нет. Приезжают они и ходят неприкаянными. Если кому и нужны, то, увы, часто людям не особенно праведным. Разве это путь для солдата, для орденоносца? Часто молодые, полные сил люди, не сумевшие найти себя в мирной жизни, ломаются, совершают крупные жизненные ошибки.
Помнишь, после Афгана в прессе и с высоких трибун постоянно звучало выражение "постгравматический синдром". А после Чечни этого нет. Десять лет воюем, тысячи погибших, а синдрома посттравматического нет. И это притом, что война на своей территории гораздо омерзительнее, чем за рубежом. Война со своими гражданами гораздо тяжелее для солдата, чем с иноземным противником, когда солдат знает, что защищает независимость Родины.
-Ну хорошо, все правильно. Ты приглашаешь к себе молодых ветеранов на работу. Дальше-то что? Посттравматический синдром никуда ведь не денется...-Я больше двадцати лет работаю в системе общественной безопасности, обеспечивая защиту граждан. И я хорошо знаю, что эту непростую задачу не могут выполнять просто сильные физически люди. Нужно, чтобы они были сильными духом, самостоятельными, умеющими брать на себя ответственность за принятое решение. Нужны личности. Если это будет, то остальное приложится.
- Прямо так и приложится...- Не сразу, разумеется. Мы выстраиваем систему воспитательной работы со своими людьми. Беседуем, даем нужную литературу, организуем соответствующие воспитательные мероприятия. Человек - главный капитал любого предприятия, а если речь идет о безопасности, то эти слова верны вдвойне. В нашей Ассоциации не только учат и воспитывают, у нас адаптируют к гражданской жизни, встраивают в нее. И это получается. С кем-то проще, с кем-то труднее, но получается.
У нас работают ветераны Таджикистана, Афганистана, Чечни, те, кто служил в Пограничных войсках, во Внутренних войсках и в других подразделениях. Здесь не ставят перед собой задачу брать на работу только ветеранов боевых действий, но ветераны -наша опора и люди нашей особой заботы.
Когда мы говорим, что Ассоциация "Народная безопасность" - это коллективная форма обеспечения безопасности жизнедеятельности людей, то понимаем, что люди, работающие у нас - неотъемлемая часть этой коллективной формы.
- А как на такую идеологию реагируют ваши потенциальные клиенты?-Нормально реагируют. Когда они видят, что обеспечивать их безопасность, а также безопасность их семей будут люди, имеющие за отвагу и мужество ордена и медали, то понимают, что все в порядке, нам можно доверять самое ценное.
- Ты не раз стажировался за рубежом. Какие выводы с точки зрения воспитания коллектива можно было бы сделать на основе этих стажировок?- Главное, что понимаешь после учебы в странах, где имеется огромный опыт работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности, - максимум сил нужно вкладывать в людей. Умный, воспитанный и самостоятельный охранник может помочь людям при любых обстоятельствах. Эти выводы вполне вписываются в ту философию, которая уже много лет работает в Ассоциации. И в наши приоритеты в работе с ветеранами боевых действий вписывается тоже.
Беседовал Валерий Амиров
На снимках: В.Мезенцев проводит занятия с сотрудниками Ассоциации; идет тренировка.