1981 год
И наши войска, и оппозиция постепенно приобретали опыт войны. Уже с конца 1980 года в связи с большими потерями живой силы оппозиция отказалась от прямого противостояния и перешла к действиям мелкими группами с использованием партизанской тактики: обстрелам войск и населенных пунктов, нападениям на посты и мелкие гарнизоны, диверсиям на хозяйственных объектах, диверсионно-террористическим актам, попыткам срыва перевозок на коммуникациях.
Хотя по мере накопления опыта советские войска стали действовать все более успешно, масштабы мятежного движения не сокращались. И главные причины этого лежали не в военной, а в политической сфере.
Достаточно точно обстановку этого периода характеризуют строки одного из докладов на имя командующего войсками ТуркВО:
“С конца марта 1981 года военно-политическая обстановка в Афганистане повсеместно заметно обострилась. Процесс стабилизации застопорился. Положение в стране сейчас хуже, чем в этот же период прошлого года. Примечательно, что обстановка стала чрезвычайно острой даже в ряде тех районов, где не было крупных бандформирований. Это значит, что в борьбу против власти и советских войск включилась часть населения, которая ранее занимала выжидательные позиции.
Противник наносит удары по самым чувствительным местам: убивает партийных активистов, оседлал все стратегические коммуникации и нарушил работу транспорта, разрушает важные экономические объекты, школы, больницы…
Мятежникам удалось изгнать народную власть из ряда освобожденных в течение зимы уездов и волостей и насадить контрреволюционные органы власти /т.н. “исламские комитеты”/.”
Был сделан и соответствующий вывод: боевой потенциал оппозиции высок, контрреволюция способна длительное время противостоять не только слабому народно-демократическому режиму, но и оказывать упорное сопротивление советским войскам.
К сожалению, не все в руководстве нашей страны воспринимали суть таких докладов. Однако, видя, что война затягивается, по просьбе афганского руководства стали создаваться режимные зоны вокруг аэродромов, электростанций и т.п. в целях обеспечения безопасности. Главная роль здесь отводилась советским войскам, которые выполняли эту задачу, выставляя постоянные сторожевые заставы. Всего силами армии было создано 862 сторожевые заставы. Они выставлялись также для охраны коммуникаций, ибо проводка колонн с запасами материальных средств стала одной из важнейших и сложнейших задач наших войск в Афганистане.
Война затягивалась. Обустраивался армейский быт, вместо палаток строили сборно-щитовые помещения. На войне как на войне. Наши войска были вынуждены организовать и пункты сбора и отправки тел погибшего личного состава. Их было четыре – Шинданд, Баграм, Кабул, Кундуз. За 1981 год по всей территории СССР офицеры военкоматов 1298 раз со скорбной вестью постучались в родительские двери. В числе погибших – 12 свердловских парней.