Студия Культурного центра "Солдаты России" произвела оцифровку и реставрацию очередной уникальной звуковой записи "афганской поры", относящейся к 1982 году.
Полевая запись концерта первого "афганского" ВИА "Танкист" доносит до нас живую атмосферу и солдатский дух того "горячего" времени. Многие произведения являются песнями-переделками (т.н. "транзитами", свойственными солдатскому творчеству) популярных на тот момент в СССР вокально-инструментальных ансамблей, авторов и эстрадных исполнителей.
После "Танкиста" эти песни пел весь Афганистан. Но в ОКСВА они были первыми! Есть в песенной летописи афганской войны особая страница, связанная с творчеством вокальнои-нструментальных групп. Названия некоторых из них: "Каскад", "Голубые береты" до сих пор на слуху. Эти коллективы, сохранив свою самобытность и репертуар, существуют и успешно продолжают концертную деятельность, может быть, и не ведая того, что первые инструментальные обработки любимых "афганцами" песен еще двадцать пять лет назад записала в Баграме никому не известная нынче группа "Танкист".
Костяк ее из оркестра 177го Двинского мотострелкового полка, на базе которого уже тогда, в самом начале афганской эпопеи, складывалась добрая концертная
бригада.
Их концерты по обыкновению начинались с торжественных приветствий и бравурных советских песен. А вот во втором, "неформальном" отделении помимо "Танца на барабане" и параднозалихватской "АтыБаты" появилась уже тогда "обязательная" "Шли сегодня танки", принесенная в репертуар капитаном Виктором Андреевым из саперного батальона. Вскоре возникло и штатное название: ВИА "Танкист", а к новогоднему вечеру и оригинальная экипировка танковые комбезы, в подарок от начштаба дивизии в намеке на собственную принадлежность к соответствующим войскам, под которыми виднелись белые рубашки и черные галстуки...
Но особый колорит, по воспоминаниям очевидцев, тем концертам придавали... девчонки. Будучи и продавцами "Военторга", и медсестрами, и поварами, голосистые красавицы в свободное от службы время разделяли с музыкантами тяготы репетиций и поездок, вовсе не безопасных полетов на отдаленные точки...
Идея аранжировать и записать в инструментальном сопровождении любимый "афганский" фольклор, бережно хранимый по блокнотикам, листочкам, а то и просто восстановленный по памяти, частью коллектива овладела еще летом 1982го. Ребята из третьей роты разведбата, квартировавшей по соседству с палаткой музы
кантов, снабдили их и кассетой с отдельными шипяще-скрипящими записями.
Магнитофон "Комета" из гарнизонного клуба и собранная всем миром аппаратура вот и все "оборудование" импровизированной студии.
"Писали осенью зимой 1982 83 годов, в палатке, раздвинув кровати под ударные, оттащив метров на сто от палатки зудящий движок...", вспоминает Игорь Фушта, участник тех событий. А всего их было пятеро парней, напевших на одну сторону 500метровой бобины восемнадцать ставших впоследствии культовыми песен: от "Кукушки" и "Кабула далекого" до "Синевы", записанной по спецзаказу разведчиков, многие из которых прибывали в батальон из десантных "учебок"...
Барабанщик Игорь Ковригин (Карелия), клавишные Алексей Бельков (Москва), сологитара Владимир Андреев (Херсон), ритмгитара, вокал Михаил Тихонов (Загорск), басгитара Игорь Фушта (Харьков) весной 1983го большинство из них ушли на "дембель". А слово "Каскад", которое написал ктото шариковой ручкой на коробке аудиокассеты с записями коллектива стало поистине знаковым. Ансамбль, созданный прибывшим осенью того же года в дивизию военным дирижером Андреем Суховым, подхватившим репертуар "Танкиста", получил именно такое имя.
И.Фушта, Н.Плотникова