навигация
Главная
О нас
Правление
Президиум Правления
Наш фотоархив (мероприятия, праздники)
Наша газета
Страница Юрия Исламова
Книга памяти (Свердл. обл.)
Мемориальная доска 40-й Армии
Афганский мемориал Погранвойск
Семьи погибших
Памятники и мемориалы
Музей "Шурави"
Творчество ветеранов
Культурный центр "Солдаты России"
Воины Отечества
Видео архив
Новые книги
Справочник - Меры социальной поддержки


Патриотическое радио ОТЧИЗНА

70 лет Великой Победы

 Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России)

Екатеринбургское суворовское военное училище          Министерства обороны Российской Федерации

Вшивцев Владимир Сергеевич

Свердловский региональный Совет сторонников партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ»

поиск

МБУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты"

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей








I. Так кто же они: герои, предатели? 

 Проходит время, меняются и оценки «афганской» войны, меняются подходы к проблемам военнослужащих и пропавших без вести. Так, накануне вывода войск и первые 2 – 3 года после вывода в оценках ВП и ПВБ преобладали два термина: предатели и герои. Под первым подразумевались те, кто сам, добровольно перешел на сторону моджахедов. А под вторым имелись в виду те, кто попал в плен в бессознательном состоянии или в ходе боевых действий. Здесь все «понятно»: черное и белое. И в этих тонах выдержаны и публикации этих лет. Например, нередки были в первые годы газетные публикации типа: «Предатели в тогах героев». В этих статьях2  подчеркивается, что «о войне в Афганистане, мужестве и стойкости наших военнослужащих, их массовом героизме написано много. Есть публикации и другие – откровенно злопыхательские. Но нигде пока не удалось прочесть о ...предательстве...»
  Далее он продолжает: «Некоторые военнослужащие 40-й армии, убежав к душманам, активно участвовали в боевых действиях против своих же боевых сослуживцев. У этих людей-преступников появилась новая Родина, семья, дети. И, естественно, у них нет никакого желания возвращаться на Родину, даже невзирая на всепрощающую амнистию (имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета СССР – декабрь 1989 г. – “Об амнистии военнослужащих, выполнявших интернациональный долг в Афганистане” – Н.С., А.В.), преступники, боящиеся гнева людского...»
  Пражские «Лидове Новины» опубликовали интервью из Пакистана с советским ВП под заголовком «Воюю против коммунистов». Абдул Касим – узбек. Родился в 1966 году, служил в Кабуле водителем. В плен сдался добровольно. «Я не пленный, я – моджахед, мусульманин, – заявил Касим. – Борюсь против русских, против коммунистов. Останусь со своими братьями до полного освобождения Афганистана. Затем уеду домой…»
  Еще пример. В конце декабря 1991 года в Москве побывал Михаил Шемякин. Он рассказал о своей недавней поездке в Афганистан и Пакистан. Он заявил: «Многие из наших военнослужащих давно служат в повстанческих армиях. При мне один из них, ныне командир роты, праздновал свадьбу. Родителям этот парень сообщил, что убит, дабы у них не было проблем. Личный телохранитель Ахмад-Шаха Масуда – Исламуддин – тоже советский паренек, принявший ислам. Оба они не собираются возвращаться…»
  Это – одна точка зрения. Есть и другие. Например, малоизвестное восстание советских военнопленных (12 человек), захвативших крепость Бадабер (35 км южнее г.Пешавар в Пакистане) 26 апреля 1985 г. Несмотря на тщательно скрываемое пакистанской стороной и мажахедами, это восстание стало широко известно. А как к этому событию отнеслись последние, видно из приказа лидера ИПА («Исламская партия Афганистана») Г.Хекматьяра: «В плен русских впредь не брать, а уничтожать на месте захвата».
  Из этих примеров видно, что в нашей прессе, естественно, предпочтение отдавалось последним.
Здесь использовалось для доказательства и творчество поэтов Востока:

Если сердцу отчизна
В беде не мила,
Если сердце любовь к ней
Не грела, не жгла, – киньте
В землю его,
Пусть займутся им черви,
А не то оно станет орудием Зла
 (Сулейман Лаек, афганский поэт).

  При анализе материалов средств массовой информации обращают на себя внимание и такие оценки: «... следует уяснить и еще один горький для всех нас вывод. Большинство из уцелевших и все еще живущих в Афганистане советских солдат – это не захваченные в ходе боевых действий, а добровольно перешедшие на сторону противника. Причем переходили они к моджахедам, как правило, не потому, что осознали преступный характер войны, а потому, что не в силах были терпеть порядки, царившие в родном «ограниченном контингенте». Сослуживцы-интернационалисты били и унижали их так, что в какой-то момент каждый думал: хуже, чем в Советской Армии, нигде быть не может, И уходили в горы...»(5)  Итак, три основных причины пленения:
1) предательство;
2) пленение в ходе боя или в бессознательном состоянии;
3) отрицательные условия службы в 40-й Армии (а первую очередь – неуставные взаимоотношения).
Естественно, все эти три причины имели место. Вывод: не все, попавшие к моджахедам, проявили образцы стойкости, верности военной присяге. Были у нас и сломленные духом, и те, кто судьбу военнопленного выбрал по своей воле. Но ничтожно мало их, предателей, в сравнении с теми, кто, попав в плен по различным причинам, ничем себя не запятнал, кто честно на чужбине сложил голову.
Среди них и наш земляк – Володя Каширов, стойко и мужественно сражавшийся в плену и погибший при попытке к бегству (см. п.4).
  А как сегодня их делить? Как к ним относиться? И даже: сколько же ВП и ПБВ?
Удивительно, что при наличии целого списка организаций, занимающихся освобождением пленных (см. п.2), даже нет единой цифры. Она колеблется от 254 до 400 (см. прил. 5).
  Если в первые годы преобладало стремление – освободить, вытащить всех, то в последние (1992 – 1994 гг.) начинает преобладать мнение: используя любые каналы, любые возможности, выявить всех застрявших в Афганистане соотечественников, узнать об их судьбе, их настроениях, планах, а затем помочь веем тем, кто действительно нуждается в помощи.
  Государство, бросившее их в пекло войны, должно нести ответственность за каждого...»(6)  Отношение к пленным – признак цивилизованности. 21 января 1995 года газета «Красная звезда» опубликовала Указ Президента РФ «О восстановлении законных прав российских граждан – бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период ВОВ и в послевоенный период». Указ Президента России однозначно выводит за рамки реабилитации всех, кто добровольно сдался в плен и пошел служить врагу. Принятие этого документа окончательно закрепит положение России в числе цивилизованных стран, где вынужденный плен всегда рассматривался как тяжкое испытание для пленного, а вовсе не как основание для юридического или морального преследования.

 

2 См., например, статьи полковника В.Свиридова: Патриот. 1992. № 5; Уральский рабочий. 1992. 20 авг.
3 К совести. 1992. № 1.
4 Там же.
5 Снегирев В. В плену // Известия. 1992. 31 янв.
6 Известия. 1992. 31 янв.




навигация

56 ОДШБр
СПЕЦНАЗ

Афганский фотоархив

Воспоминания, дневники

Карты Афганистана
Военная история
Техника и вооружение
Законы о ветеранах
Советы Юриста
Страница Психолога
Военно - патриотическая работа
Поиск однополчан
Гостевая книга
Ссылки
Контакты
Гимн СОО РСВА
Российский Союз ветеранов Афганистана
Победители - Солдаты Великой Войны
Таганский ряд
Музей ВДВ \
Автомат и гитара - стихи и песни из солдатских блокнотов
Ансамбль ВДВ России Голубые береты
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОСТО (ДОСААФ).
 Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества.
Записки офицера спецназа ГРУ.


2006-2024 (с) РСВА Свердловская область
Все права защищены, полное или частичное копирование материалов с сайта только с согласия владельца вопросы и предложения направляйте по адресу info@rsva-ural.ru
Разработка сайта
Дизайн студия D1.ru

Всего посетителей: 14429701