II. Кто же занимается поиском
и освобождением ВП и ПБВ?
Список организаций, частных лиц, фондов и т.д., занимавшихся и занимающихся поиском и освобождением ВП и ПБВ в течение 1988 –
1994 годов включает:
· Международный Красный Крест;
· Международный институт по проблемам военнопленных;
· американский фонд «Фридом Хаус»;
· Международный комитет за спасение советских военнопленных в Афганистане (художник-эмигрант Михаил Шемякин);
· Союз ветеранов Афганистана СССР, а затем России;
· подкомитет Верховного Совета России по проблемам военнопленных, пропавших без вести и семей погибших;
· с марта 1992 года – Комиссию по выяснению судьбы пропавших без вести на территории России граждан иностранных государств, а также российских граждан, исчезнувших при невыясненных обстоятельствах за пределами бывшего СССР;
· Народный комитет за спасение советских военнопленных в Афганистане «Надежда» (председатель – И.Андронов, член Верховного Совета PCФCP);
· Российско-пакистанскую комиссию по проблемам освобождения и возвращения на Родину бывших советских военнослужащих;
· Межведомственную комиссию по проблемам военнопленных при МИД СССР – до развала СССР;
· представителей СВА, Комитета по делам воинов-интернационалистов и т.д. при консульствах и посольствах в Республике Афганистан, в Пакистане;
· Специальную комиссию Совмина Республики Афганистан (с июня 1988 г.) по освобождению пленных советских и афганских военнослужащих;
· журналистов, депутатов всех уровней;
· и прочих.
Анализируя по материалам СМИ деятельность вышеперечисленных фондов, организаций и т.п., приходишь к выводу, что успешной их работе по освобождению и выяснению судеб ВП и ПБВ мешают некоторые факторы:
1. При подписании Женевских договоренностей по Афганистану вместе с решением глобальных вопросов никак не были оговорены, определены гарантии освобождения военнопленных.
В связи с этим фактором в СМИ появились и оценки вроде следующей:
«...лживость истоков советской кампании по освобождению пленных...»(7)
2. Проблема заключается в том, что работа по розыску военнопленных имеет эпизодический, случайный характер, не направляется из единого властного организационного центра.
Как пример: после развала СССР прекратила свою деятельность и Межведомственная комиссия при МИД СССР. Новой никто не создал.
26 апреля 1993 года в Минске на встрече глав правительств СНГ подписано Соглашение о координации поиска и возвращения лиц, пропавших без вести в Афганистане и в других странах, где велись боевые действия. Хороший документ, но... нужен механизм его реализации, а его-то и нет.
3. В период «перестройки», развала СССР, становления новых независимых государств, на политической сцене появились и новые лица, которые афганскую проблему взяли на вооружение и стали лепить свой имидж на афганской проблеме и вопросе освобождения пленных. По мнению Михаила Шемякина, переговоры по освобождению пленных в значительной степени тормозятся из-за попыток некоторых нечистоплотных людей использовать проблему в политических целях(8).
Видимо, взяв во внимание все эти факторы, в государствах СНГ стали создаваться и свои структуры по розыску военнослужащих, пропавших без вести в Афганистане. Например, такую комиссию создал Президент Казахстана. Если в этом Указе9 хотя бы подчеркивается, что будет оказываться помощь выходцам не только из Казахстана, но и из других регионов бывшего СССР, то совсем не укладывается в здравый смысл следующее сообщение:
«Недавно в Пакистанском городе Пешавар состоялась встреча представителей Украины и Исламской партии Афганистана по вопросу освобождения бывших советских военнослужащих украинской национальности…»(10) (примечание: подчеркнуто автором обзора).
Кореспонденту РИА духовный лидер мусульман Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Паша-Заде, вернувшийся из Исламабада, заявил: азербайджанцы, попавшие в ходе войны в Афганистане в плен к оппозиции, будут возвращены на Родину без каких-либо условий(11).
В конце марта 1992 года министр иностранных дел России А.Козырев обратился к главам внешнеполитических ведомств стран СНГ с призывом объединить усилия для освобождения из плена граждан СНГ, так как, согласно информации МИД, в последнее время участились случаи, когда выезжавшие в Пакистан представители стран СНГ на переговорах с моджахедами ратовали только за своих пленных(12).
Естественно, никто не оспаривает право любого государства заботиться об оказавшихся в беде своих гражданах. Но ведь совершенно очевидно, что привнесение национального избирательного подхода к её решению может лишь сыграть на руку тем деструктивным силам в Афганистане, которые откровенно заинтересованы блокировать освобождение пленных. И тому уже есть примеры.
Премьер-министр Афганистана Гульбеддин Хекматьяр заявил на пресс-конференции в Пакистане, что Кабул отказался от планов освобождения советских солдат, плененных в ходе войны. Он подчеркнул, что изменение планов его правительства связано с последними событиями на афганско-таджикской границе(13).
В дальнейшем были и предупреждения такого рода: нежелательно и недопустимо размещение на таджикско-афганской границе российских военнослужащих.
В начале 1993 года правителями ИПА (Г.Хекматьяр) был выдвинут зловещий ультиматум: если Россия не прекратит печатать афганские деньги, то они казнят находящихся в их руках военнослужащих из бывшего СССР(14).
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: данная проблема досталась в наследство государствам Содружества и одинаково волнует общественность каждой из наших стран. Необходимо тесное взаимодействие всех стран Содружества, всех, кто не ради создания собственного имиджа, а от души, искренне стремится как можно скорее вернуть попавших в беду людей матерям и близким.
Если этого не будет сделано, то мы и дальше будем иметь то, что имели: всего лишь по 3 –
4 освобожденных в год(15) (см. прил. 2) и дальше мы в заголовки газет будем выносить слова: «Все ли вернутся из Афгана?»
«Павших без вести, как и пропавших без вести, быть не должно. Это ясно, если мы хотим называться цивилизованным государством. Что же надо сделать?»(16)
7 Боровик А. Телепередача «Совершенно секретно» от 16 января 1993 г.
8 На смену. 1991. 27 дек.
9 Красная звезда. 1993. 11 марта.
10 Российские вести. 1993. 30 дек.
11 К совести. 1992. № 1.
12 К совести. 1992. № 2.
13 Красная звезда. 1993. 19 авг.
14 К совести. 1993. № 1(16).
15 См.: Красная звезда. 1993. 5 мая.
16 Красная звезда. 1992 сентябрь.