Начало полномасштабных отношений между Афганистаном и СССР стало возможным с 1919 года, когда после третьей англоафганской войны Афганистан приобрел независимость. До этого действовал договор, по которому страна не имела права на самостоятельные внешние сношения. Советское правительство первым признало независимость и полный суверенитет Афганистана.
14 августа 1920 года в Кабул был доставлен дар Советского правительства — радиостанция, вместе с которой прибыл специальный технический отряд. Это были первые советские военные специалисты в Афганистане! Вскоре афганское правительство направило восемь человек в Ташкент на специальные курсы связи. Это была первая группа афганских военнослужащих, обучавшихся в Советской России.
В 1924-1925 гг. при технической помощи Советского Союза была построена телеграфная линия на железных опорах, соединившая Кушку, Герат, Кандагар, Кабул. В первые месяцы 1927 года начато строительство телеграфной линии от Кабула до Мазари-Шарифа. Функционировала школа, в которой советские специалисты готовили национальные технические кадры связистов.
В те же годы Советский Союз оказал помощь Афганистану в создании национальных военно-воздушных сил: афганской стороне было передано три самолета.
28 февраля 1921 года был подписан советско-афганский договор о дружбе. 24 июня 1931 года в Кабуле был подписан советско-афганский договор о нейтралитете и взаимном ненападении. Уже в 1932 году СССР занимал первое место в объеме экспорта Афганистана и второе
— в его импорте.
С помощью советских специалистов с 1934 по 1940 год были построены хлопкоочистительные фабрики в Кундузе, Баглане, Имам-Сахибе. С 1957 года Советский Союз начал оказывать помощь в геолого-разведочных работах и подготовке национальных кадров. В 1959 году было подписано соглашение о расширении технико-экономического сотрудничества, в соответствии с которым Советский Союз предоставил помощь в строительстве автотрассы Кушка — Герат
— Кандагар протяженностью 680 км. Из существовавших (к 1978 г.) 2800 км дорог, имевших асфальтобетонное покрытие, с помощью СССР было построено более 1500 км.
Особая страница — сооружение тоннеля «Саланг» в 1954
— 1964 гг. Эта дорога с тоннелем длиной 2676 м, пробитым сквозь горный хребет Гиндукуш на высоте 3,3 тыс. м, соединила Кабул с северными провинциями страны. В 60-х гг. объем советской технико-экономической помощи Афганистану составил 70% всей иностранной помощи Афганистану. При технико-экономическом содействии СССР в Афганистане началось строительство крупнейших экономических объектов, составивших основу государственного сектора:
• ГЭС «Наглу» (100 тыс. КВТ);
Афганистан: дороги войны
• авторемонтный завод «Джан-галак» в Кабуле;
• Джелалабадский ирригационный комплекс — крупнейший и не имевший себе равных в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки;
• речной порт Шерхан на Аму-дарье и т. д.
К концу 1978 года при содействии Советского Союза советскими специалистами строилось 130 объектов, из которых 72 было уже введено в эксплуатацию.
Свыше 60 тысяч афганских граждан были обучены различным профессиям. Построенным с помощью СССР КПИ (Кабульский политехнический институт), автомеханический и горно-нефтяной техникумы были рассчитаны на одновременное обучение 2400 человек. Так, только в КПИ работало одновременно более ста советских преподавателей.
С 1972 года в Афганистан командировались советские офицеры в качестве военных консультантов и специалистов — до 100 человек. 27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством группы офицеров — членов НДПА произошла, как было объявлено на весь мир, революция. Там ее назвали Саур-ской, у нас — Апрельской.
Страну провозгласили демократической республикой. Правительство страны возглавил Нур Мухаммад Тараки, его первым заместителем стал Бабрак Кармаль. Первым заместителем премьер-министра и министром иностранных дел стал Хафизулла Амин.
29 апреля Демократическую Республику Афганистан признал
СССР, а затем и США.
29 мая была оглашена программа «Основные направления революционных задач». На ее основе начались преобразования. Но афганские революционеры повели их максималистским курсом. В феодальном обществе с родопле-менными устоями и господством мусульманской религии во всех сферах, они выдвинули задачу радикальных социалистических преобразований, для которых не имелось никаких условий. Да и сама партия была слабой и организационно и идейно, не имела сильной социальной базы и, к тому же, раздиралась противоречиями между фракциями «Хальк» и «Парчам».
Во внешней политике приоритет отдавался укреплению традиционно дружественных связей с СССР.
Сразу после революции по просьбе афганского руководства из СССР срочно командировали различных специалистов для работы в качестве советников, в том числе и военных.
Между апрелем 1978 года и мартом 1979-го в Москве и Кабуле было подписано 75 соглашений по вопросам экономической помощи ДРА, что сопровождалось прибытием в Афганистан 4500 советников.
В мае 1978 года было подписано межправительственное соглашение о военных советниках, в соответствии с которым был повышен их статус (вместо консультантов — советники) и увеличена их численность со 100 до 400 человек. На 1 января 1988 года в афганской армии работали 1007 советских военных специалистов, в том числе 694 советника.
В марте 1979 г. вспыхнул контрреволюционный мятеж в Герате, был раскрыт заговор в Джелалабад-ском гарнизоне. В мае вспыхнули массовые антиправительственные вооруженные выступления в провинциях Пактика, Газни, Пактия, Нангархар, Кунар, Балх, Кабул. Они были подавлены.
Обстановка усложнялась, происходили новые мятежи. Тараки и Амин усиливали давление на советскую сторону. Всего было около 20 просьб о вводе советских войск.
Тем временем в НДПА произошел окончательный раскол. 14 сентября Амин, инсценировав нападение на себя охраны Тараки, отстранил его от власти, а затем приказал офицерам президентской гвардии задушить его.
К ноябрю 1979 года сложилась драматическая военно-политическая ситуация: свирепствовал террор, в стране фактически началась гражданская война. Кроме того, на советское руководство оказывала влияние сложившаяся международная обстановка. Решение о вводе войск было принято после долгих колебаний. В декабре 1979-го, для усиления охраны Амина и аэродрома Баграм, в Афганистан были переброшены два советских батальона. С одним из них незаметно прибыл Б. Кармаль.
12 декабря 1979 года, по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану (Ю. В. Андропов, А. А. Громыко, Д. Ф. Устинов, Б. Н. Пономарев), Л. И. Брежневым было принято решение об оказании ДРА военной помощи «путем ввода на его территорию контингента советских войск». При этом все указания отдавались устно. Главная цель нашего военного присутствия определялась однозначно — оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были встать гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт и боевые действия.
В соответствии с приказом МО СССР ввод войск начался 25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени. В Кабул и Баграм высадили десант. Над важными административными объектами был установлен наш контроль. Фактически первой акцией, которую осуществили 27 декабря наши подразделения, было свержение режима Амина (операция «Шторм»). В ходе штурма дворца Амин был убит. Радиостанция Кабула передала обращение Кармаля к народам Афганистана. Наши потери в 1979 году составили 92 человека.
Так началась война. Планировавшаяся как миротворческая миссия, она затянулась почти на 10 лет.
События 27 декабря 1979 года — свержение аминовского правления и приход к власти сил во главе с Б. Кармалем — получили название второго этапа Апрельской революции. А по существу, власть в стране перешла от одного крыла НДПА («Хальк») к другому («Парчам»). Начались чистки, аресты, репрессии. Такое развитие событий обеспокоило ЦК КПСС, в январе этому вопросу было посвящено специальное обращение
ЦК КПСС.
Считается, что с конца декабря
1979 г. по февраль 1989 г. — первый этап войны. Это — ввод войск: 3 дивизии — две мотострелковые дивизии из Термеза и Кушки и усиленная воздушно-десантная, а также десантно-штурмовая бригада и 2 отдельных полка. В январе
1980 г. была введена еще одна мотострелковая дивизия и 2 отдельных полка. Численность советских
войск достигла почти 82 тысяч человек.
Также первый период — это размещение по гарнизонам, обустройство, организация проводки автоколонн, охрана объектов советско-афганского экономического сотрудничества. Обеспечивалась охрана и бесперебойная работа аэродромов в Кабуле, Баграме, Кундузе, Мазари-Шарифе, Дже-лалабаде, Кандагаре, Шинданде, Герате.
Путем размещения советских гарнизонов поддерживались органы «государственной» власти во многих провинциальных и уездных центрах.
В это время части и подразделения боевых действий, как правило, не вели. Однако обстрелам со стороны оппозиции подвергались.
Ввод наших войск не привел к спаду вооруженного сопротивления оппозиции. Определенная часть афганских офицеров, ввиду дезорганизованности афганских Вооруженных сил и их нежелания воевать с оппозицией, считала, что в условиях, когда в стране находятся советские войска, вся ответственность за судьбу революции должна лежать на Советском Союзе. Такие настроения разделял и Бабрак Кармаль, постоянно подталкивая наше командование на привлечение наших войск к активным боевым действиям совместно с афганскими частями. И это ему удалось.
Первый крупный бой подразделений ОКСВ (ограниченный контингент советских войск) велся против поднявшего мятеж артиллерийского полка 20-й афганской пехотной дивизии (г. Нахрин, провинция Баглан) 10-11 января 1980 г. А затем из Москвы поступило указание начать действия по разгрому отрядов оппозиции. И с марта 1980 г. наступил новый этап — этап активного участия ОКСВ в боевых действиях. Они начались с операции в пограничной с Пакистаном провинции Кунар.
Так советские войска были втянуты в междоусобную войну, стали выполнять задачи по подавлению мятежного движения, что первоначально вообще не входило в планы СССР.
Война разворачивалась, разгорались бои, в Союз проторили воздушную дорогу «черные тюльпаны». За 1980 год в 1514 советских семей пришли похоронки.
Официально (вплоть до 1983 года) считалось, что 40-я армия находится на учениях. В 1980 году было принято закрытое постановление Политбюро ЦК КПСС об освещении в печати и средствах массовой информации акций интернациональной помощи Афганистану. Этим постановлением разрешалось описывать боевые действия подразделения не выше взвода, а о фактах гибели сообщать в единичных случаях.
Все это было названо интернациональной помощью.
Естественно, были голоса и «против». Будет справедливым отметить, что главными противниками ввода были военные. Но, получив приказ, они были вынуждены его выполнить.
Н. Салмин, директор
муниципального музея воинов-интернационалистов «Шурави». (Окончание в следующем номере)