Наверное, ни с одним из героев своих материалов мне не приходилось беседовать так — в два приема. В первый день я говорил с Игорем Андреевичем Надымовым о его прошлом, в котором доармейская жизнь, Афганистан и затем учеба в Свердловском юридическом институте. Во второй — мы говорили с ним о его настоящем, которое наполнено работой в прокуратуре Свердловской области и семьей.
В том, что нам не удалось обговорить с ним все за один день, нет ничего удивительного, ведь работа у Игоря Андреевича весьма хлопотная. Он руководит одним из структурных подразделений прокуратуры Свердловской области - отделом по надзору за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел и юстиции.
В компетенцию его отдела входит надзор за законностью деятельности таких важных ведомств, как, например, милиция и служба судебных приставов. Сотрудники отдела разрешают жалобы на действия работников этих структур при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности, проверяют законность принятых ими решений в порядке уголовно-процессуального законодательства, а также проверяют объективность и полноту следственных мероприятий, проведенных по уголовным делам, которые поступают с обвинительным заключением в прокуратуру области для направления их в суд. Словом, работы у этого отдела и, в частности, его начальника чрезвычайно много, поэтому разговаривать «за жизнь» особо некогда...
Впрочем, к трудностям ныне старшему советнику юстиции Игорю Андреевичу На-дымову не привыкать. За его плечами богатый жизненный и профессиональный опыт, которому мог бы позавидовать любой, кто мечтает прожить свою жизнь честно и достойно.
Родился он 15 февраля 1965 года в небольшом шахтерском поселке неподалеку от города Воркуты тогда еще Коми АССР. Воспитывался мамой, которая работала штукатуром-маляром, и отчимом. В семье, кроме Игоря, был еще один сын — его младший брат.
В школьные годы Игорь обнаружил в себе стремление к точным наукам. Неоднократно выигрывал городские олимпиады по математике, физике и химии. Да и по другим предметам неплохо успевал. Так что в его школьном аттестате имеются всего лишь 4 четверки, все остальные отметки — отлично.
По окончании школы Игорь хотел поступить в Рязанское военное училище, однако не прошел по здоровью: врачи обнаружили у него проблемы со зрением. Но мечту освоить хотя бы некоторые военные науки Игорь не оставил, тем более что знал: в недалеком
Кавалер ордена «Красной Звезды»
будущем его призовут в Армию, и тогда навыки, приобретенные на «гражданке», ему уж точно не помешают. Поэтому он пошел в ДОСААФ, отделение которого располагалось в столице Коми АССР — Сыктывкаре, - чтобы научиться прыгать с парашютом. Во время этой подготовки он совершил три учебных прыжка.
В конце марта 1983 года Игоря призвали в Армию. Было это то самое время, когда ограниченный контингент Советских войск оказывал помощь братскому народу Афганистана. Вероятность того, что Игорь попадет служить именно в эту страну в Юго-Западной Азии, была очень велика. Но он и не пытался избежать попадания в «горячую точку».
- Когда мы, новоиспеченные призывники, - вспоминает Игорь Андреевич, - находились на сборном пункте в Челябинске, туда приезжали покупатели из Монголии, военно-морского флота, но никто не хотел к ним идти служить. Поэтому многие ребята разбегались по территории сборного пункта.
А когда приехали представители воздушно-десантных войск, все новобранцы, наоборот, выстроились. Все мы тогда хотели попасть в Афганистан, где шли реальные боевые действия. Чем это было обусловлено? Молодостью и любопытством. О том, какие идеалы нам предстоит защищать там, мы в 18 лет как-то не задумывались. Уже потом, после возвращения из Армии, когда кто-то из моих сверстников жалел, что не попал в Афган, я про себя думал: «Ну, и слава Богу!».
Как человек, имеющий в своем пока еще небогатом «послужном списке» несколько прыжков с парашютом, Игорь был призван в Воздушно-десантные войска, те самые, куда так стремились мальчишки. А когда он попал в учебный полк, дислоцирующийся в городе Фергане Узбекской ССР, граничащей с Афганистаном, понял, что сбылась его юношеская мечта не только относительно службы в ВДВ, но и относительно службы в Афганистане. После прохождения курса молодого бойца в роте
разведки, где он обучался особенностям ведения боевых действий и выживания в условиях гористой местности, Игорь был распределен в 345-й полк, располагающийся в афганском городе Баграм. Впрочем, второй отдельный батальон, в котором он непосредственно служил стрелком-разведчиком, дислоцировался не в самом городе, а в Панджшерском ущелье.
- Когда в октябре 1983 года я попал в Афганистан, там было определенное перемирие, боевые действия с новой силой начались с начала 1984 года. На первой операции подхватил воспаление легких, лежал в госпитале. За время 1,5 лет исполнения интернационального долга я принял участие в ряде операций. Мы прочесывали местность, перекрывали все пути подхода-отхода к кишлаку, где концентрировался противник, выступали в качестве боевого охранения для пограничников, проходивших стажировку рядом с нами. Они учились, а мы их прикрывали, чтобы не было неожиданного нападения. Осуществляли выходы на операции, когда поступала информация, что идет караван с оружием. На некоторые операции вылетали на вертолетах.
Был в афганской биографии Игоря Андреевича эпизод, о котором нет-нет да и напомнит ему орден «Красной Звезды», которым он награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1985 года.
Ранним утром 7 августа 1984 года он заступил на пост охраны склада вооружения и боеприпасов. На складе хранился арсенал не только их батальона, но и подразделений общевойсковых войск, стоявших рядом со вторым отдельным батальоном. По существующему правилу уже через два часа после заступления на пост Игоря должен был сменить другой военнослужащий, но в тот день это правило было нарушено, так как произошло внезапное нападение на склад. Противник обстреливал хранилище минометным огнем, нанося большой ущерб не только материальным запасам, но и живой силе наших солдат. Весь батальон был задействован в отражении атаки. Надымов также выполнял свой воинский долг, оставаясь на посту, откуда он мог уйти только в случае замены. В тот день он был контужен. И если бы не боевые товарищи, которые вытащили его, уже засыпанного землей, кто знает, остался ли бы он тогда в живых.
Орден Игорю вручили за то, что он даже под ожесточенным огнем противника не оставил своего поста. Наряду с ним за события того августовского дня были награждены еще около 20 человек. Некоторые из ребят удостоились награды посмертно.
- «Красную звезду» мне вручили еще в Афгане при увольнении. Во время последнего построения, прямо перед посадкой в «вертушку» для отправки в Союз. До этого момента я даже не знал, что меня чем-то наградили. Никаких чувств по поводу ордена я тогда не испытал, домой очень хотелось.
После демобилизации Игорь решил не испытывать судьбу при поступлении в технический ВУЗ, поскольку так любимые им точные науки он за время службы порядком подзабыл, а решил попробовать поступить в гуманитарный ВУЗ. Для этого он выбрал Свердловский юридический институт. Сюда после успешной сдачи вступительных экзаменов он и был зачислен в 1985 году в качестве студента следственно-криминалистического факультета.
Годы учебы пролетели незаметно, и в 1989 году он стал оперативником уголовного розыска линейного отдела внутренних дел на станции Свердловск-пассажирский. Специализировался на раскрытии тяжких преступлений против личности — убийств, изнасилований и т.д. Вскоре его пригласили поработать в том же ЛОВД в качестве следователя. И с этой работой Игорь Андреевич тоже весьма успешно справлялся на протяжении более чем 3 лет.
С 1993 года местом работы нашего героя стали органы прокуратуры. В течение первых шести лет службы в надзорном ведомстве трудился в должности помощника и старшего помощника Свердловского транспортного прокурора.
Впрочем, в его обязанности входил не только надзор за соблюдением законодательства субъектами транспортной инфраструктуры. Руководством прокуратуры ему как специалисту, имеющему определенный опыт следственной деятельности, поручалось расследование особо сложных тяжких преступлений.
Например, он расследовал дела об убийствах, должностных преступлениях, совершенных сотрудниками транспортной милиции, экономических преступлениях, контрабанде. Контрабанда в середине 90-х вообще была одним из распространенных преступлений. За год следователи транспортной прокуратуры направляли для рассмотрения в суд порядка 100 уголовных дел этой категории.
Но не об этих делах Игорь Андреевич вспоминает в первую очередь, когда ворошит в памяти свое следственное прошлое. Вспоминаются ему почему-то всегда дела о том, как один человек из-за какого-нибудь пустяка лишил другого человека самого ценного — жизни.
В один из зимних дней 1995 года в Свердловскую транспортную прокуратуру поступило сообщение об обнаружении трупа пожилого мужчины рядом с железнодорожным полотном. По данному факту было возбуждено уголовное дело, к расследованию которого приступил старший помощник прокурора Игорь Надымов.
При выезде на место происшествия было установлено, что муж-
чину выбросили с поезда: его ноги были отрезаны колесами состава и на теле имелись характерные следы волочения по земле. Вместе с тем выяснилось, что смерть мужчины наступила еще до того, как его выбросили с поезда, так как на потерпевшем виднелись следы многочисленных побоев. Вскоре была установлена и личность погибшего. Он оказался 60-летним проводником почтово-багажного вагона.
Потребовалось еще немного времени, чтобы сотрудники следственно-оперативной группы разыскали свидетелей страшной драмы, которая предшествовала гибели проводника.
Очевидцы дали показания о том, что незадолго до трагедии проводник поссорился со своим коллегой из другого вагона по поводу груза, который они должны были перевозить. Один из проводников взял себе не свой груз, чем автоматически уменьшил заработок другого.
В ходе ссоры произошла драка, в результате которой коллега потерпевшего — гораздо физически более крепкий и молодой мужчина, бывший спецназовец внутренних войск — до смерти забил своего оппонента и выбросил его с поезда.
Задержан подозреваемый был спустя несколько дней в одном из городов России, куда он после совершенного убийства преспокойно уехал в своем почтово-багажном вагоне по служебным делам.
После службы в транспортной прокуратуре Игорь Андреевич работает в аппарате прокуратуры Свердловской области. До недавнего времени, когда он был назначен на ответственную должность начальника отдела, несколько лет трудился помощником прокурора области по надзору за расследованием особо важных дел.
Вот как отзывается о Надымове его коллега, почетный работник прокуратуры РФ Тамара Юрьевна Малафеева: «Совместно с ним мы проработали более 7 лет. Для меня Игорь Андреевич высококвалифицированный специалист. Я к нему отношусь с огромным уважением, поскольку это человек с большой буквы».
Лучше, пожалуй, не скажешь.
Максим Чалков, пресс-служба прокуратуры Свердловской области