Самолет из Баграма прилетел в Ташкент ранним утром. Ленивый взгляд таможенника на пропахшего афганскими ветрами дембеля-десантника. Родина встречает «рамкой» металлоде-тектора, которая предательски сигналит о наличии у служивого железа. Еще бы не сигналила: в теле шесть осколков. Когда таможенник слышит об этом, его заспанное лицо постепенно меняется — проходи...
У каждого из них была своя дорога в Афганистан. У свердловчанина Евгения Тетерина она началась в 1986-м, когда его призвали, как писали тогда в личных делах и характеристиках, «в ряды советских Вооруженных Сил». В большой и дружной семье, в которой воспитывался Евгений, армейскую школу прошли все мужчины. Брат Владимир служил на Дальнем Востоке, на знаменитом Доманском, братья Юрий и Борис — в Группе советских войск в Германии, брат Григорий — на Байкало-Амурской магистрали, Николай — в Подмосковье. Сергей — в Уфе, Леонид — в Чехословакии. А вот хлебнуть военного лиха довелось только ему одному
Вообще-то в десант Тете-рин-младший, прибывший по долгожданной повестке в военкомат, мог и не попасть. Никакого Афгана на его солдатском горизонте, возможно, никогда бы и не появилось, если бы не собственная настойчивость и личное обращение к военному комиссару. Обращение с просьбой определить в команду, предназначенную для ВДВ. А по окончанию учебки направить в ДРА.
От мира до войны всего-то несколько шагов. И всего несколько месяцев в ферганской учебке.
Он хотел проверить себя, и пылающий Афганистан такую возможность предоставил в полной мере. Тем более, что служить довелось в легендарном 345-м гвардейском отдельном парашют-
Если б снова начать, он бы выбрал опять...
но-десантном полку, да еще и в одном из самых воюющих его подразделений — в разведроте. Десятки выходов на боевые операции, трудные, через «не могу» победы и потери друзей — за почти два года все это смешалось в одну картину, название которой — Афган. Он не писал домой, где именно служит, для спокойствия матери привирал в письмах, что проходит службу в группе войск, и мама с гордостью рассказывала соседям, что вот, мол, сын держит уральскую марку в Чехословакии. А у сына, «служившего в мирной Чехословакии», ранение и контузия, на груди орден «Красная Звезда» и медаль «За Отвагу». И знак, очень уважаемый среди профессионалов — «За разминирование».
.Задачу на операцию разведчикам поставили предельно простую и конкретную: найти в горах Алехеля душманский учебный центр, где бандиты проходят специальную подготовку, и уничтожить его. «Броня» доставила до горок, дальше нужно идти Первая мина разорвалась прямо над Евгением. Его отбрасывает, переворачивает и швыряет на спину. Боль невыносимая, и большое счастье, что через простреливаемую местность как раз в это время в их расположение прибегает лейтенант-военврач, который оказывает первую помощь. Ранение, как выясняется, серьезное, но Тетерин рвется из госпиталя в строй, едва рана начинает заживать.
Таков был неписанный десантный закон, который он привык соблюдать и в Афганистане, и, позже, в гражданской жизни: десант своих не бросает, отсиживаться за спинами товарищей для десантника совершенно невозможно. Тетерин и не отсиживался, то и дело оказываясь при выполнении боевых задач в самом центре событий.
Уже несколько суток они держали оборону безымянной горки. Безымянной, да видно очень принципиальной для душманов, которые, атака за атакой,
И тут, кто-то из старослужащих, «ветеранчиков» (как привыкли в шутку называть более опытных, закаленных в боях сослуживцев), скидывает «бронник» и х/б, в одной тельняшке поднимается во весь рост и бросается вниз на врага. Рыча по-звериному, он поливает «духов» очередями из автомата. Вслед за ним вниз без всякой команды, с одной мыслью прикрыть своих, срываются все остальные.
- «Духи» такого не ожидали, -рассказывает Тетерин, - мы пешком. Центр нашли довольно быстро, но вот неудача — выясняется, что «духи» уже ушли к границе. Десант закрепляется на сопке. «Духи» не оставляют разведчиков без внимания - начался минометный обстрел. Горка, похоже, пристреляна заранее, так что огонь очень прицельный.
упорно штурмовали позиции десантников. Все изрыто снарядами, вокруг россыпи гильз, и кажется, земля пропитана потом и кровью. Разведчики смертельно устали, но передышки не предвидится. Новая атака, и огонь такой плотный, что не поднять головы. Если бы не поддержала артиллерия, которую попросили прикрыть огнем, пришлось бы совсем туго. Отсекая огнем «духов» от сопки, заставили их отступить.
А после обеда — новая волна. Враги озверело прут вперед, как будто им нет конца. Они зажимают огнем ребят, которые находятся на первой линии обороны. Сверху видно, что душманы уже в десятке метров от «кладки» и еще немного — они накроют ребят.
сталкиваемся с ними в рукопашную, и начинается бойня. Нет драгоценных секунд на то, чтобы поменять магазин в автомате, и я, используя его как дубину, с проклятиями, полностью потеряв ощущения опасности и боли, рублю им головы противника. Рядом бьются мои товарищи, и атака «духов» захлебывается, они откатываются с горки, оставляя на склоне убитых и раненых...
Таких эпизодов, когда вопрос о жизни и смерти стоял ребром, на той незнаменитой войне было много. Вчерашние мальчишки, которым выпала судьба стать воинами, не дрогнули, хотя никогда не считали себя героями, а скорее — рабочими войны.
Никогда не считал себя героем и Евгений Тетерин. Ни тогда, в Афганистане, ни когда вернулся и стоял у истоков создания одной из самых мощных «афганских» организаций страны — Свердловского областного отделения РСВА, ни сейчас, когда работает генеральным директором ООО «Классик 2». На службу не напрашивался, от службы не отказывался, воевал честно, так, что сегодня не стыдно рассказать о себе наследнику-сыну.
С апреля 2001 года Евгений Тетерин — заместитель председателя Екатеринбургской городской организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (ОООИ-ВА). За успехи в этой работе награжден знаком Ордена кавалеров почетного ветеранского креста I, II, III степени. За многолетнюю активную общественную деятельность по социальной поддержке ветеранов и патриотическому воспитанию молодежи удостоен благодарности от Президента Российской Федерации. За выдающиеся заслуги перед Отечеством награжден орденом «Звезда Отечества». Является помощником депутата Государственной Думы.
Он часто вспоминает своих товарищей-десантников, ищет их по всему бывшему Советскому Союзу, поддерживает связь, бережно храня в сердце каждый афганский день. Чем может, поддерживает ветеранов Афганистана, а недавно сбылась еще одна его мечта — вернуться в Афган уже в качестве гостя, чтобы еще раз окунуться в свою фронтовую юность.
И если, как поется в песне, снова начать, то, наверное, повторил бы Евгений Тетерин свой солдатский путь до конца. С того самого момента, когда убедил военного комиссара определить его в команду «тридцать три» - в десант, в Афганистан.
В.Амиров