навигация
Главная
О нас
Правление
Президиум Правления
Наш фотоархив (мероприятия, праздники)
Наша газета
Страница Юрия Исламова
Книга памяти (Свердл. обл.)
Мемориальная доска 40-й Армии
Афганский мемориал Погранвойск
Семьи погибших
Памятники и мемориалы
Музей "Шурави"
Творчество ветеранов
Культурный центр "Солдаты России"
Воины Отечества
Видео архив
Новые книги
Справочник - Меры социальной поддержки


Патриотическое радио ОТЧИЗНА

70 лет Великой Победы

 Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России)

Екатеринбургское суворовское военное училище          Министерства обороны Российской Федерации

Вшивцев Владимир Сергеевич

Свердловский региональный Совет сторонников партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ»

поиск

МБУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты"

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей








... Такого боеприпаса подполковнику Владимиру Попову обезвреживать за свою жизнь еще не приходилось. Полутонная бомба, сброшенная в 1993-м году залетевшим из Афганистана самолетом на железную дорогу, связывающую столицу суверенной Туркмении Ашхабад с Кушкой. Той самой, дальше которой, по знаменитой армейской поговорке, не пошлют, и где располагалась одна из комендатур Тахта-Базарского пограничного отряда. Бомба ушла на глубину больше пяти метров и почему-то не взорвалась. Поди угадай, почему, то ли от неисправности взрывателя, то ли из-за коварства афганских военных, установивших химический замедлитель или часовой механизм...
Задачу обследовать место падения бомбы он получил от начальника штаба погранвойск Туркмении, причем, приказ был сформулирован предельно четко: разобраться, обнаружить, а обезвреживать будут туркменские саперы.
Уже первый осмотр показал, что на самом деле бомб было сброшено четыре. Две разорвались с одной стороны от «железки»», одна - с другой, а вот искомая попала прямо в насыпь и образовала огромную нору.
Попов остановил движение поездов и стал осторожно раскапывать «нору». Когда саперы углубились на метр, миноискатель запищал.
Вообще-то генерал-лейтенант Владимир Игоревич Попов родился в Архангельской области, где временно ра-
ботали на строительстве его родители. Но малой родиной справедливо считает Тюменскую область, откуда берет начало весь его род. После окончания школы в Тюмени поступил в здешний военный вуз - знаменитое своими выпускниками Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. И был направлен для дальнейшего прохождения службы в погранвойска. В Киргизию. Для службы на границу отбирали лучших, из выпуска - всего девятерых. Так было во все времена - граница дело ответственное, а уж в «афганские» годы к кадрам присматривались особо.
1978-й был годом предвоенным. Через полгода началась афганская война, а с ее началом все ближе к границе Союза начали приближаться отряды душманов, продвижение которых сдерживалось мотомангруппами пограничников.
Командование оценило выучку, организаторские способности и личные качества молодого офицера и назначило боеприпас, поскольку в республике нет соответствующих специалистов.
Ну, разумеется, он взялся. Во-первых, потому, что никогда за всю военную карьеру от службы/ не отказывался и за чужие спины не прятался. А, во-вторых, потому что и сам понимал - некому.
Но одно дело решить, а другое - знать, как подойти к этой авиабомбе. До сих пор, несмотря на свою огромную практику разминирований, с авиационными взрывателями офицеру сталкиваться не приходилось. Осложняло ситуацию и туркменское руководство, слезно просившее бомбу на месте не подрывать. Поскольку и без того небогатой республике пришлось бы восстанавливать железнодорожные пути.
Исходя из сложившегося положения, попросил прислать специалиста. Срочно доставленный из Маров авиатехник пояснил, что на таких бомбах обычно устанавливается часовой или химический замедлитель от 24 до 72 часов. Следовательно, время в запасе
командиром роты, которую в достаточно короткие сроки сумел вывести в передовые. И был направлен для поступления в Академию.
... Миноискатель запищал, и все стало более или менее понятно. Попов так и доложил наверх: «Поставленную задачу выполнил, обнаружил неразорвавшуюся бомбу». А на следующий день получил не команду даже, а скорее просьбу: не возьметесь ли обезвредить  имелось, но сколько его, этого времени, - неизвестно.
Сутки они откапывали бомбу и дошли только до хвостового стабилизатора. Надев фонендоскоп, Попов «послушал» корпус. Бомба «молчала». Принял решение - вытянуть, зацепив тросом, в безопасное место и подорвать...
По окончанию академии Попов - снова в Азии, на Кушке, начальник инженерной службы Тахта-Базарского погранотряда. Здесь ему и пришлось соприкоснуться с огненными вихрями Афганской войны. У зеленых фуражек была своя война, часто незнаменитая, не попавшая в кадр телерепортажей, но от этого не менее кровопролитная и ожесточенная. Мины и обстрелы из засад - с этим они сталкивались каждый день. Больше четырехсот разминирований Владимир Игоревич выполнил собственными руками, в том числе мин с сюрпризами, установленных на неизвлекаемость. На личном примере, как и положено офицеру, обучая своих младших коллег по саперской специальности.
С окончанием Афганской войны их пограничная война только по-настоящему началась. Душманы стали подходить совсем близко, часто переходя на территорию Туркмении и минируя дороги. Разбрасывали мины-сюрпризы в виде авторучек и других привлекательных предметов. Тронешь такую, сработает тепловой датчик, и мина взорвется в руке.
Воспользовавшись неразберихой, возникшей после распада Советского Союза, резко активизировались контрабандисты, налаживавшие наркотрафик. Однажды группе, возглавляемой полковником В.Поповым, пришлось двадцать километров преследовать четверых контрабандистов, которых, в итоге, благодаря опыту, профессио-
нализму и интуиции офицера, удалось не только высчитать и заблокировать в заброшенном железнодорожном вагоне, но и уничтожить, не потеряв ни одного своего солдата. 23 килограмма наркотиков, которые несли с собой наркокурьеры, не причинили никому вреда. За ликвидацию группы полковника Попова наградили орденом Мужества, а его подчиненные, принимавшие участие в операции - медалями. Именные часы получил офицер и от президента Туркменистана.
Таких случаев было немало. Без большого преувеличения можно сказать, что боевые операции стали каждодневной деятельностью.
... «Хвостовик» бомбы зацепили тросом. Бронетранспортер был готов выдернуть бомбу, как морковку, но в последний момент что-то подсказало Попову, что неплохо бы прослушать «клиента» еще раз. Он спустился в котлован и снова приложил фонендоскоп к корпусу. И надо же. бомба «затикала». Стало окончательно ясно, что ликвидировать коварный боеприпас придется на месте. Жизни людей всегда дороже, чем железо рельсового полотна.
В январе 1996 года полковник Попов покинул ставшую ему родной Среднюю Азию. Проходил службу в должности начальника инженерного отдела-заместителя начальника вооружения Кавказского особого пограничного округа. Учился в Академии Генерального штаба. Участвовал в контртеррористической операции в Чеченской Республике, где довелось, рискуя жизнью, выходить вместе с разведгруппами. Был случай, когда вместо запланированных двух суток ему пришлось выполнять боевое задание пятьдесят дней.
В 2001-м Родина доверила генеральскую должность начальника вооружения-заместителя командующего пограничным округом в Хабаровске.
«Большой круг» - так называют такую карьеру те, кто знает о военной службе не понаслышке. Большой круг -это когда офицер растет в должностном статусе не на паркете так называемого
«арбатского» военного округа, а на самых напряженных участках, каждый день делом доказывая свою профессиональную и человеческую состоятельность. Попов такой жизненный экзамен сдал. И продолжает сдавать, отвечая за людей и границу, неприкосновенность которой для любого пограничника священна. Орден Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», Орден Мужества, медали «За боевые заслуги», «За отличие в охране государственной границы», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», наградное огнестрельное и холодное оружие - награды, которые свидетельствуют о самоотдаче и патриотизме лучше всяких слов.
Два сына Владимира Игоревича служат в погранвойсках - еще одно,
очень зримое доказательство правильности избранного пути. Ведь если сыновья хотят продолжить твой путь, значит, прошел ты этот путь не зря.
После Хабаровска генерал-лейтенанту В.Попову довелось послужить в Ставрополе и Ростове, а с начала 2008 года военная судьба привела его на Урал, на должность начальника Регионального пограничного управления ФСБ России по Уральскому Федеральному округу. Это, между прочим, более 1600 километров границы на юге и 970 - на севере, которые должны быть заперты так же накрепко, как были накрепко заперты километры ответственности его первой, теперь уже существующей только в добрых воспоминаниях роты...

Валерий Амиров



навигация

56 ОДШБр
СПЕЦНАЗ

Афганский фотоархив

Воспоминания, дневники

Карты Афганистана
Военная история
Техника и вооружение
Законы о ветеранах
Советы Юриста
Страница Психолога
Военно - патриотическая работа
Поиск однополчан
Гостевая книга
Ссылки
Контакты
Гимн СОО РСВА
Российский Союз ветеранов Афганистана
Победители - Солдаты Великой Войны
Таганский ряд
Музей ВДВ \
Автомат и гитара - стихи и песни из солдатских блокнотов
Ансамбль ВДВ России Голубые береты
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОСТО (ДОСААФ).
 Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества.
Записки офицера спецназа ГРУ.


2006-2024 (с) РСВА Свердловская область
Все права защищены, полное или частичное копирование материалов с сайта только с согласия владельца вопросы и предложения направляйте по адресу info@rsva-ural.ru
Разработка сайта
Дизайн студия D1.ru

Всего посетителей: 14249351