В сгоревших машинах остались друзья…
Визитная карточка
Инженер авиаполка майор Шпаньков Евгений Александрович родился в г. Сысерти, 27 января 1964 года. Одновременно с учебой в средней школе № 23 занимался вольной борьбой под руководством тренера Анисимова В.И. Был чемпионом Свердловской области среди юношей в командных соревнованиях. После окончания школы в 1981 году и года работы на Уралгидромаше столяром – модельщиком поступил в Пермское авиатехническое училище имени Ленинского комсомола на факультет авиавооружения. Окончив его в 1985 году в звании лейтенант, после спецотбора получил распределение на Дальний Восток в Тихоокеанский пограничный округ в Отдельный авиаполк пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР на должность старшего авиатехника по вооружению. Осенью 1987 года был переведен в Среднеазиатский пограничный округ в Пянджский погранотряд, в Отдельную авиационную пограничную группировку, которой командовал Герой Советского Союза полковник Шагалеев Ф.С. С ноября 1987 по декабрь 1988 г .г. выполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. Помимо обслуживания вертолетов, в составе экипажа вертолета МИ -8МТ совершил 15 боевых вылетов на задания. После Афгана до 1994 года служил на должности преподавателя школы ШМАС в Учебном центре Среднеазиатского погранокруга в г. Душанбе. После развала СССР был переведен в Калининградский погранокруг, в 25 – ю Отдельную авиаэскадрилью. В период 94 – 97 годов, в должности инженера Группировки пограничной авиации (23 отдельный авиаполк), четыре раза был в командировках на Таджико – Афганской границе, где шла гражданская война. В 2001 году в звании майора уволился в запас. Награжден медалью «За отличие в охране государственной границы СССР», многими юбилейными медалями, нагрудными знаками «Отличник погранвойск 1 и 2 степеней». Женат. Жена Мария учитель математики. Имеют двоих детей. Младшая дочь Анастасия учится в школе, а сын Антон в пограничном институте. Проживают в Москве.
В Сысерти проживает мама Нина Александровна, родственники, друзья- одноклассники Талапов Андрей, полковник пограничной службы Куклев Александр, пограничник запаса Колесов Сергей…
Граница в огне.
Ранней осенью 1996 года, уже под вечер, инженер по авиационному вооружению майор Шпаньков Евгений со своими подчиненными, на служебном «УАЗике», возвращался из Душанбе, где они были в шестичасовой командировке, в родную часть пограничной авиации, расположенную на аэродроме Калай – Хумб. Долгая, извилистая горная дорога вверх и постоянное недосыпание сморили Евгения, и он задремал. Как в немом кино, перед глазами замелькали отрывочные кадры воспоминаний из его недавней, боевой жизни. - В Республике Таджикистан шла гражданская война между поддерживаемыми Москвой силами Таджикского правительства и оппозицией, опирающейся в основном на исламское движение Таджикистана, и поддерживаемое с афганской территории. Граница была «прозрачной» и оппозиция готовила своих боевиков за рекой Пяндж. А потом, объединившись, вели боевые действия на территории Таджикистана. Этому препятствовали российские пограничники, которые, по просьбе законного правительства Таджикистана, охраняли таджико – афганскую границу. Наши пограничники оказались между двух огней. Уже были нападения на 9 и 12 заставы, попытки прорыва границы на участке Московского погранотряда в 1993 году. Войны в зеленых фуражках, проявив мужество и героизм, порой ценой своих жизней, заставили «духов» с большими потерями уйти назад. Шестерым пограничникам 12- ой заставы Московского погранотряда было присвоено звания Героя Советского Союза, рядовом Борину Сергею, Филькину Игорю, сержантам Сущенко Сергею и Елизарову Владимиру посмертно… Трудно подсчитать, сколько раз вертолетчики спасали отрезанные бандформированиями погранзаставы и посты: под огнем эвакуировали пограничников на своих изрешеченных вертушках, высаживали в «стреляющие» горы десанты, прикрывая их огнем. «Сам погибай, а товарища выручай» - это в полной мере относится к пограничной авиации…
Здесь, пожалуй, было ничуть не легче, чем на афганской войне, в которой Евгений принимал участие почти год. В Афгане вертолетчики, получив задание, почти всегда знали, где находится враг. И сам Евгений, обслужив технику, по своей инициативе 15 раз вылетал в составе экипажа МИ – 8 МТ на боевые задания, подменив за пулеметом безусых бортмехаников срочной службы. Жалели ребят. Офицеры знали, что каждый десятый из погибших в Афганской войне пограничников был вертолетчиком пограничной авиации .И экипажу, в состав которого входил Евгений, приходилось не раз доставлять боеприпасы и продукты питания на отдаленные точки, эвакуировать раненых пограничников и поддерживать их огнем во время преследования в густых зарослях «зеленки» полутысячной банды инженера Башира …И каждый день обычная для боевых действий основная работа – снаряжать бомбами, снарядами и патронами вертолеты своих боевых товарищей, которые по нескольку раз в день с постоянным риском для жизни вылетали в «стреляющие» горы и порой возвращались с заданий не все…
Но в Таджикистане, даже над своей территорией, тебя могли сбить. Евгений видел, какой ценой выполняются задания.. Боевые друзья возвращались с заданий на «одном крыле»: то есть на одном двигателе, со многими пробоинами в вертолете, часто с ранеными, а порой и погибшими ребятами. Лишь месяц назад такой случай произошел с экипажем подполковника Липового Сергея, вертолет которого обслуживал майор Евгений Шпаньков со своими подчиненными. – 29 сентября перед авиагруппой была поставлена задача: найти и уничтожить миномет боевиков, который систематически обстреливал аэродром Калай – Хумбского погранотряда, на котором служил Евгений. На задание вылетела группа вертолетов под командованием командира авиаполка подполковника С. Липового. У кишлака Мохинау на горной вершине была обнаружена замаскированная минометная позиция, которую, под пулеметным огнем ДШК «духов», летчики уничтожили реактивными снарядами. Задание было выполнено, но дорогой ценой: погибли бортовой механик капитан Валерий Стовба и штурман капитан Игорь Будай. Командир экипажа подполковник Липовой Сергей с трудом дотянул израненную машину на одном работающем двигателе..
И на земле российские военнослужащие только в гарнизоне, лишь находясь под охраной, могли чувствовать себя в относительной безопасности. Но только не в городе или в кишлаке, в которых, даже во время покупки продуктов на рынке, наемники могли выстрелить в голову или нанести удар ножом из – за угла. Или того хуже отравить. Как это случилось с семерыми ребятами из 201- ой мотострелковой дивизии под Новый1995 - й год. А пограничники, тоже купившие в автолавке этого же шампанского с цианистым калием, чудом все остались живы. В их числе был и Евгений…
И все из – за того, что уж очень мешали пограничники, встав заслоном на путях переброски из Афганистана боевиков, оружия и наркотиков…
Из каких краев будете?
Воспоминания Евгения прервал голос старшего по машине: «Ребята, подъем! Приехали!».
Скрипнув тормозами, машина остановилась возле казармы, часть которой была приспособлена под «гостиницу» для офицерского состава. Войдя в свой пятиместный «номер» и поздоровавшись, Евгений стал переодеваться возле своей койки. И тут его привлек разговор одного из вновь прибывшего офицера, сидевшего за столом. Нет, не сама тема, а так знакомое и милое сердцу Евгения оканье и сяканье в разговорной речи летчика, по которым братья – славяне сразу узнают уральцев! Дождавшись паузы в разговоре, Евгений спросил офицера: «Товарищ старший лейтенант, из каких краев будете родом?»
- С Урала, - ответил, улыбаясь, летчик.
- Я это уже понял! А можно поточнее? - расплываясь в ответной улыбке, добавил Евгений.
- Со Свердловской области, из Арамили. Наверное, и не слышали о таком городке?
- Конечно, нет земеля! Я ведь из Сысерти!, - пошутил Евгений.- Давай знакомиться!
Оказалось, арамилец, штурман экипажа вертолета МИ – 8 МТ старший лейтенант Катаев Валерий Павлович уже 4 года служит в частях пограничной авиации, а в Калай – Хумб прилетел в командировку днем.
Всю ночь земляки просидели за столом, вспоминая общих знакомых и красоты Уральской Швейцарии. А наутро, проснувшись, Евгений не увидел земляка. Как встретились, так и расстались. Вертолет Катаева срочно вылетел на задание и Валерий не стал будить крепко спавшего сысертчанина. Через год Евгений Шпаньков еще раз, также случайно, встретился с земляком. Эта мимолетная встреча оказалась последней… Уже на гражданке Евгений узнал о том, что в 10 марта 2005 года при выполнении особого задания вертолет ФСБ России под командованием кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством» и «Мужества», медалей «За отвагу», «Нестерова» майора авиации Катаева Валерия Павловича был подбит в Чечне. До последнего мгновения Валерий пытался посадить не- управляемую машину, но она, запутавшись в проводах высоковольтной линии, рухнула на землю. Мгновенно вспыхнувшие полные баки с керосином не оставили ни одного шанса на спасение…
А Евгений, не раз попадавший в сложные ситуации, отслужив после последней встречи еще три года, уволился в запас. Сейчас живет с семьей в Москве. Часто встречается с сослуживцами - ветеранами и своим командиром, легендарным пограничным генералом- авиатором Героем Советского Союза Шагалеевым Фаритом Султановичем. Не зря говорят: « Бывших пограничников не бывает!»
Олег Подкорытов.
Шпанькова Нина Александровна. Родительский дом – начало начал…
В музее Погранвойск. Шпаньков Евгений с зам.командира Калининградской авиаэскадрилии.
|