Мы – воевавшие дети не воевавших отцов (Д.Краснобаев)
На железнодорожном участке Серов – Приобье есть поселок Пионерский, где, как и во многих городах, городках и поселках, стоит памятник воинам. И на нем имена не только тех, кто не вернулся живым, выполняя, как говорили, интернациональный долг в Республике Афганистан, но и тех, кто отвоевал и вернулся. Есть здесь имя и нашего героя Дмитрия Краснобаева, старшего сержанта, заместителя командира парашютно-десантного взвода отдельной 56-й гвардейской десантно-штурмовой бригады специального назначения.
Служба – дело семейное
– Я хотел служить в армии, причем обязательно в ВДВ, – вспоминает молодой ветеран. – В ДОСААФ у меня уже было три прыжка с армейским парашютом, и это было круто для пацанов. Так что после учебы в профтехучилище я добровольно пошел не просто в армию – в Афганистан. Мама, Лидия Яковлевна, конечно, была в шоке, ведь оттуда уже несколько лет везли в СССР «Груз-200»… Но и сейчас считаю свой выбор правильным.
Его выбор – знаменитая по фильму «9 рота», «учебка» в Фергане, профессия минера-разведчика и война до самого вывода советских войск. Его выбор – две контузии и инвалидность с 1989 года. И… работа, позволяющая показать молодым людям, что служба в армии – трудная, но обязательная для настоящего мужчины.
Могло ли быть по-другому? Вряд ли… Отец Дмитрия – Владимир Николаевич – служил срочную в Группе советских войск в Германии. Дед – Яков Лукич – профессиональный военный с 1925 года, прошел всю Великую Отечественную.
– Мое поколение – воевавшие дети не воевавших отцов и воевавших дедов, – делится Дмитрий Краснобаев. – Это, считаю, не хорошо и не плохо, так сложилась судьба страны, а значит, и наша судьба. Но вот то, что российский мужчина просто обязан пройти армейскую службу, ощутить тяжесть и ответственность погон на плечах – в этом я убежден.
Казалось бы, пройдя войну, можно смело заявить: наша семья долг отдала и сыновьям уже не обязательно служить в армии. К сожалению, такое встречается – и, что совсем уж низко, у генералов. «Отмазать» дитя – чуть ли уже не долг и честь для некоторых папаш. У Краснобаевых такого вопроса не возникало. Сын Андрей тоже хотел, как отец, попасть в ВДВ, но не прошел «по весу». Так что проходил срочную в не менее уважаемом и ответственном подразделении – в МЧС.
– А вообще, – смеется Дмитрий, – из моих родственников можно сформировать полноценное боевое отделение: службы в десантуре прошли я, пять моих двоюродных братьев и один троюродный.
Мины взрывались, ребята гибли
У Краснобаева есть песня «Война – работа», в которой он, в общем-то, высказал свое отношение к боевым действиям. Кто-то – герой, кто-то – изгой. Но кто не сломался, тот мужчиной остался. По этому поводу вспомнили «9 роту».
– От одних слышал, что так не было, – говорит Дмитрий, – от других – что не следовало показывать жестокость. Но ведь это было – может, в других местах, и не «детальки» в фильме надо разбирать, а понять, насколько он патриотичен, насколько воспитателен. Да, в «учебке» нам было трудно, да, потом, в Афгане, еще труднее. Но патриотизм – это умение защитить себя и своих близких, помня, что за тобой твоя страна, даже если ты за тысячи километров от нее.
Было трудно… Сейчас рассекречено, как под завершение афганской кампании прошла самая крупномасштабная общевойсковая операция «Магистраль». В ходе этой кампании подразделение Краснобаева в труднодоступных горных районах занималось разминированием дорог по направлению удара.
– Многие мины ставились на неснимаемость, гибли ребята. У меня в отделении не раненых не было, – вспоминает бывший минер.
Он и сам был повторно контужен взрывом (первый раз подрывался на БТР). Но главное – за операцию подразделениями снято две тысячи мин. У ветерана более двадцати наград, среди которых «За отвагу», медаль Жукова, афганский Орден Звезды и, пожалуй, самый дорогой и памятный знак отличия – «За разминирование», уважаемый и почетный среди тех, кто понимает…
В наши дни к военным наградам добавились и другие, среди которых благодарность Президента РФ за военно-патриотическую работу с молодежью.
Пример для молодых
Председатель Уральского союза ветеранов спецназа и десантных войск Краснобаев до сих пор не расстается с парашютом (на его счету более семидесяти прыжков). Имеет международный сертификат водолаза-спасателя, который позволяет ему погружаться с аквалангом под воду.
– Для чего? Для поддержания формы. Мы ведь много занимаемся с подростками, выезжаем в воинские части. А будут ли молодые равняться на нас, если мы сами «раскиснем»? – спрашивает меня Дмитрий.
Собственно, это и не вопрос даже, а ответ – на собственном опыте и умении учить детей, воспитывая в них патриотизм. В 1994 и 1999 годах отправляли и ездили сами с «гуманитаркой» для солдат в Чечню и Дагестан, устраивали соревнования «Спецназ-99» среди «афганцев» в 12-й бригаде спецназа ГРУ в Асбесте.
Людей, заинтересованных в правильном, мужском воспитании пацанов, в Союзе ветеранов немало. Алексей Жуков, Равиль Садриев, Анатолий Никифоров, Иван Вилкин, Андрей Игнатьев, Алексей Агафонов… Их усилиями, при поддержке администрации города, на Шарташе для спортивно-массовой и военно-патриотической работы оборудована лодочная станция «Экстрим-А». Там ежегодно проводятся соревнования по стрельбе, бегу, преодолению водных преград, спортивному ориентированию среди детей из военно-патриотических клубов города и области. Там же дети приобщаются и к парашютному спорту.
– Конечно, – говорит Дмитрий, – это пока аттракцион: мы «тягаем» детей на парашюте за катером. Но они уже хотят служить в десанте, поскольку видели город с высоты!
Здесь же в День военной разведки, 5 ноября, спортсмены проводят турниры по армейскому рукопашному бою на приз Героя Советского союза Юрия Исламова и конкурсы солдатской песни. Да, собственно, и празднование Дня ВДВ сейчас частично перемещается на Шарташ, что позволило «разгрузить» город от шума, толпы, мусора.
Супруга «в теме»
Как-то так получилось, что пока из семьи Краснобаевых упомянут только сын Андрей. А ведь есть еще жена Яна, сотрудник областной администрации, которая во всем поддерживает своего мужа, и дочь Елизавета.
– Яна со мной идет по жизни, – говорит Дмитрий. – Со мной и с моей организацией. Это она придумала и нарисовала эмблему Союза, поскольку училась в художественной школе. А пединститут Яна закончила по специальности «историк-психолог» (там же музей «Шурави» находится). Так что она, как говорится, в теме. Да и сама вместе с шестилетней дочкой нередко принимает участие в мероприятиях Союза ветеранов спецназа и десантных войск.
На вопрос, как Яна относится к такой хлопотной работе мужа и к дальним поездкам с гуманитарной помощью в воинские гарнизоны, порой – в «горячие» места, супруга нашего героя отвечает просто: «Это его жизнь».
Дмитрий ГЛЕБОВ
Фото Антона БУЦЕНКО и из семейного архива
Фото на обложке Антона БУЦЕНКО
Справка
Уральский Союз ветеранов спецназа и десантных войск создан в апреле 1999 года для оказания помощи ветеранам локальных конфликтов, семьям военнослужащих, военно-патриотической работы с молодежью. Работает в тесном контакте с администрацией города, Союзом инвалидов и Союзом ветеранов Афганистана, благотворительным фондом «Таганский».
P.S.
Песни Дмитрия Краснобаева вошли в несколько альбомов солдатской песни, записанных на студии Культурного центра «Солдаты России» под руководством Евгения Бунтова, тоже воина-«афганца», члена Союза писателей России».
Дмитрий Краснобаев: «Воинская присяга – это своеобразный код, настрой на защиту Родины. И раскодировать нас невозможно! Если прикажут – мы пойдем в бой снова, а за нами, уверен, и более молодые солдаты. Главное – воспитать в них чувство ответственности и патриотизма».