11 января 2013 года День формирования (1945 г.) 357 гвардейского парашютно-десантного ордена Суворова II степени полка 103 гв. ВДД (в 1992 году в составе дивизии вошел с состав ВС Республики Беларусь, в 1993 г. полк переформирован в 357 отдельный учебный мобильный батальон - расформирован в 1995 г., в 2002 г. боевое знамя и исторический формуляр полка переданы батальону 103 мобильной бригады)
КАК РОЖДАЛАСЬ 38-Я БРИГАДА. ВСПОМИНАЕТ ЕЕ ПЕРВЫЙ КОМБРИГ.
Во многих городах бывшего Союза, где размещаются военные гарнизоны, есть так называемые "градообразующие" воинские части, чья жизнь тесно вплетена в жизнь самого города: от помощи в благоустройстве до участия в массовых мероприятиях. В Бресте сегодня эту роль выполняет 38-я отдельная гвардейская Венская Краснознаменная мобильная бригада. Голубые береты стали таким же неотъемлемым армейским символом города, как зеленые фуражки пограничников.
Только в отличие от последних десантники у нас появились сравнительно недавно - 30 лет назад. В юбилейный для соединения год мы решили рассказать о том, как за два месяца, практически с нуля, была сформирована бригада, ставшая лучшей в Союзе и не утратившая право быть в авангарде по сей день.
В начале был комбриг
Первый командир 38-й бригады гвардии полковник Георгий Ломовцев, выходец из терских казаков, выпускник Суворовского училища 1943 года, все годы службы занимал передовые позиции. Став ротным, он сделал лучшую роту, комбатом - лучший батальон, командиром полка - лучший полк в ВДВ. Неудивительно, что когда армейское руководство в конце 70-х годов приняло решение расформировать 105-ю воздушно-десантную дивизию, стоявшую в Фергане, и на ее базе создать три десантно-штурмовые бригады, Георгию Ломовцеву, служившему тогда в должности замкомдива, поручили формировать одну из трех - 38-ю бригаду, которая должна была разместиться в Бресте.
Директива о создании ДШБ вышла 10 ноября1979 года, однако уже в октябре Георгий Ломовцев приехал в Брест. Бригада начинала формироваться в прямом смысле слова из одного офицера.
- Мне дали УАЗ и предложили проехать по военному городку, чтобы определить, где будут склады, где штаб, где казармы, - говорит Георгий Валентинович. - Мы должны были разместиться на базе зданий бывшей танковой дивизии, которая стояла здесь до нас. Потом получил людей, технику, боеприпасы. Размещались оперативно, используя все ресурсы. Под склады переоборудовали даже один из фортов Брестской крепости.
В конце октября в подчинение комбригу прибыл парашютно-десантный батальон Бакинского полка: офицеры, прапорщики и старослужащие - порядка трехсот человек. По началу с офицерскими кадрами была напряженка. В новое соединение зачастую переходили из других частей - в основном, танкисты из округа, поскольку нужны были специалисты для боевых машин десанта, стоявших в бригаде на вооружении. В ряде случаев "танковый" контингент, мягко говоря, зарекомендовал себя в своих частях не с лучшей стороны. Впоследствии, правда, такие кадры отсеивались.
"Респект" от командующего
С приходом молодого пополнения, после 7 ноября бригада превратилась в полноценное боевое соединение.
- Тогда были жесткие критерии отбора в ВДВ, - вспоминает полковник Ломовцев. - Новобранец должен был быть хорошо развит физически, не ниже 1,75 ростом, не менее 65 килограмм веса. Исключение делалось для тех, кто на гражданке совершал прыжки в ДОСААФ. Таких брали без ограничений.
Присяга была назначена на 5 января 1980 года. На торжество комбриг пригласил командующего Белорусским военным округом. Тот согласился, прилетел. Во время торжественного прохождения перед трибуной на плацу он спросил: "Где у вас молодые"? Когда полковник Ломовцев остановил роту с молодым пополнением, командующий не поверил: так четко новый призыв, казалось, шагать просто не мог. И, тем не менее, это был факт. За месяц курса молодого бойца юных десантников вышколили так, что в общем строю они ни чем не отличались от старослужащих.
Командующий приказал на следующий день повторить прохождение, а на сие зрелище пригласил командиров отдельных частей, командующих дивизиями и армиями, устроив им разнос с наказом: строевой подготовке учиться у брестских десантников!
На тропе войны
Боевая подготовка в бригаде началась с первого декабря - фактически спустя месяц с начала ее формирования. Составлялось расписание занятий и целыми днями офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты проводили в полях.
Стрельбы, ночные стрельбы, стрельбы с вертолетов по мишеням, езда на боевых машинах, захват и уничтожение объектов и так далее. Чего стоила одна "полоса", изобретенная в те времена командованием бригады.
На маршрут протяженностью свыше 20 километров, от полигона до озера Медное, подразделение выходило с 8 утра, а возвращалось около 12 ночи. Полоса была разбита в несколько этапов. На первом отрабатывалась физподготовка, на втором - захват огневых позиций и самоходных орудий противника, на третьем надо было уничтожить командный пункт, на четвертом - вражескую ракету. Словом, все то, что приходилось бы делать во время реальных боевых действий. По пути десантники пробирались через завалы, болота, густые заросли, громили многочисленные засады.
Опыт, полученный в нелегком учении, офицерам бригады вскоре пришлось применять на практике: в 80-е годы многие из них отправлялись в Афганистан.
Из вертушки без парашюта
Десантно-штурмовая бригада от воздушно-десантной бригады отличалась боевыми задачами. Если обычный десант должен был забрасываться далеко в тыл противника, то десантно-штурмовая часть могла орудовать как глубоко тылу, так и по тылам войск первого эшелона. Таким образом, прыжки брестским десантникам приходилось совершать как с самолета, так и с вертолета.
По нормам тех лет за три года службы у солдата набиралось 20-22 прыжка (весьма прилично), младший офицер должен был шагнуть в небо шесть раз, старший - четыре, причем один прыжок учебный, второй ночью, третий с оружием, четвертый - на учениях. Реально, конечно, прыгали больше, чем положено.
И вот в те годы к привычным методам десантирования командование решило добавить новый: прыжки из вертолета без парашютов - на малой высоте и на малой скорости. Впервые в Союзе опробовать его решили именно в 38-й бригаде. Сработали, как говорится, с первого дубля без подготовки. На глазах у тогдашнего начальника Генерального штаба вооруженных сил СССР Николая Огаркова рота десантировалась за минуту 10 секунд. Без травм не обошлось: один офицер сломал ногу. Но в целом эксперимент был признан удачным.
Каратэ от Маргелова
В те годы бригада не проводила дни открытых дверей, как сейчас, не выступала перед публикой с разбиванием стеклянных бутылок о голову и крушением кирпичей ладонями. Однако в повседневной жизни всему этому уделялось внимание. Более того, по приказу командующего ВДВ Василия Маргелова каждые пять минут во время любых занятий бойцы обязаны были бить руками по столам или полу, дабы "набивать" ребра ладоней и пальцы. Вообще Маргелов весьма интенсивно внедрял каратэ в войска. В бригаде, например, в каждой роте санинструктор был по совместительству инструктором по каратэ, и единоборствам отводилось также немало времени.
Как штукатуры трубачами стали
- По штату в бригаде должен был быть оркестр, - рассказывает Георгий Ломовцев. - Руководить им был назначен старший лейтенант Александр Носов. Размещаться он должен был в доме офицеров, где нужно было проводить ремонт. Я выделил ему солдат: маляров и штукатуров, они привели помещения в порядок, но осталась еще одна проблема. У оркестра не было музыкантов, игравших на духовых инструментах. Взять их все равно было негде, поэтому я сказал: "Бери тех солдат, с которыми сделал ремонт, и сделай теперь с ними оркестр". Александр терпеливо принялся учить солдат музыке и... Уже на первом году службы оркестр занял первое место в Белорусском военном округе! А через год в бригаде появился и музыкальный ансамбль, который назвали "Голубые береты". Задолго до рождения известного "афганского" ВИА!
ВСТАВКА
ИЗ ПРЕСС-РЕЛИЗА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РБ
30 лет - с доблестью и честью.
В 1981 году за профессионализм и боевую выучку, проявленные в ходе учений "Запад-81",
38-я ДШБ была удостоена вымпела "За мужество и воинскую доблесть". 1 июня 1990 года она была передана в состав воздушно-десантных войск и переформирована в 38-ю отдельную гвардейскую Венскую Краснознаменную воздушно-десантную бригаду.
1 сентября 1995 года 38-ю бригаду передали в состав мобильных сил Республики Беларусь, а с 2002 года по 31 января 2003 года 38-я омоббр находилась в составе наших Сухопутных войск. С 1 февраля 2003 года 38-я омоббр перешла к частям центрального подчинения Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь и относится к силам специальных операций.
Сегодня 38-я гвардейская мобильная бригада занимает достойное место в Вооруженных Силах нашей страны. Свою высокую боевую выучку и воинский профессионализм воины-десантники 38-й омоббр продемонстрировали в ходе крупномасштабных учений Вооруженных Сил. Десантники Бреста - участники всех парадов, проходящих в городе Минске. Крылатая гвардия города над Бугом надежно стоит на страже Родины, продолжая славные боевые традиции воздушно-десантных войск.
БЛОК АЛЕКСААНДРА МИТЮКОВА.
http://alex-brest.livejournal.com/237434.html
Назад