17 марта 2015 года
Правление Свердловской областной организации имени Героя Советского Союза Исламова Ю.В. Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» и Свердловский региональный Совет сторонников Партии «Единая Россия», в рамках подготовки к 70-летию Великой Победы, обратились к Генеральному директору авиакомпании «Уральские авиалинии» С.Н. Скуратову с предложением о присвоении одному из лайнеров авиакомпании «Уральские авиалинии» имени нашего земляка-уральца, прославленного лётчика Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича РЕЧКАЛОВА.
Биографическая справка о дважды Герое Советского Союза Г. А. Речкалове
Дважды Герой Советского Союза Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне пос.Зайково Ирбитского района Свердловской области) в крестьянской семье.
Учиться начал в Зайковской школе, а когда семья переехала в село Бобровка Сысертского района, продолжил обучение в школе поселка Большой Исток. С четырнадцати лет начал трудовую деятельность электромонтером на местном мельничном заводе. Позднее, переехав в Свердловск, учился в фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода, хотел стать металлургом. В то же самое время начал заниматься в кружке планеристов, а затем поступил в Свердловский аэроклуб. В конце 1937 года по комсомольской путевке он был направлен в военную школу летчиков в Перми, которую закончил в 1939 году.
После распределения Г.А. Речкалов в звании сержанта был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк (далее - 55 иап) в Кировограде (Украинская ССР). В то время этот полк только формировался, в его составе он прошел через всю войну. В то время 55 иап был укомплектован самолетами И-15 бис, УТИ-4 и И-16 и входил в состав 1-й скоростной бомбардировочной бригады Киевского особого военного округа (КОВО). В январе 1940 года 55 иап был передан в состав 43-й истребительной бригады ВВС Одесского военного округа, а с апреля того же года вошел в состав 20-й смешанной авиационной дивизии ВВС Одесского военного округа (4-я ВА). Во время службы в полку Г.А. Речкалов принимал участие в «освободительном» походе Бесарабии.
Накануне Великой Отечественной войны полк базировался на окраине города Бельцы в Молдавии и перевооружался на новые типы истребителей. Однако к началу войны в эскадрилье Г.А. Речкалова были на вооружении устаревшие И-153.
За день до начала войны Г.А. Речкалов проходил врачебно-летную комиссию и был забракован по причине обнаруженного дальтонизма. Однако, 22 июня 1941 года, когда он вернулся в часть, начальник штаба полка дал ему срочное задание по доставке документов и на медицинское заключение даже не посмотрел.
В течение первой недели Великой Отечественной войны, летая на «Чайке» (И-153) с номером «13» на хвосте, летчик выполнил 30 боевых вылетов на штурмовку и провел 10 воздушных боев.
27 июня Г.А. Речкалов уничтожил Bf.109 реактивными снарядами РС-82, в конце месяца одержал еще одну победу. В июле, увеличив свой счет, получил звание младший лейтенант и в конце месяца пересел с И-153 на И-16. В одном из боев он сбил 3 вражеских самолета, был ранен, но привёл самолет на аэродром. Пилот был отправлен в госпиталь, а затем в запасной авиационный полк, осваивать самолеты ЯК-1.
Действуя на Южном Фронте, 55 иап уже марте 1942 года получил звание гвардейского и стал именоваться 16-й гвардейский истребительный авиационный полк (16 гв. иап), впоследствии был перевооружен на ЯК-1.
Григорий Андреевич Речкалов вернулся в свой полк в апреле 1942 и к концу года имел уже 4 личные и 2 групповые победы в 20 боях. В конце 1942 года полк отозвали с фронта для перевооружения на американские истребители Р-39 «Аэрокобра». К весне 1943 года, получив новые машины, полк отправился на Кубань. В первом же вылете, Г.А. Речкалов и командир эскадрильи А.И. Покрышкин сбили по одному Bf.109F в воздушном бою над станицей Крымская. В этот период он получил звание старший лейтенант и стал командиром звена в эскадрилье своего камандира.
15 апреля 1943 года Г.А. Речкалов сбил Ju.88 в бою с большой группой бомбардировщиков. На следующий день - Bf.109 около станицы Холмская и ещё два Bf.109 в последующие пять дней. Восемь дней спустя, шесть «Аэрокобр» капитана А.И. Покрышкина завязали бой с группой Ju.87, сопровождаемой четырьмя Bf.109 над линией фронта. Командир эскадрильи и командир звена сбили по 2 самолета. Всего в апреле Г.А. Речкалов сбил семь Bf.109 и один Ju.88.
24 мая 1943 года Григорию Андреевичу Речкалову было присвоено звание Героя Советского Союза за 12 личных и 2 групповые победы, одержанные в 194 вылетах и 54 боях (по данным на май 1943 года).
Вспоминая о тех днях, Григорий Андреевич позднее писал: «Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Сначала противник действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолет, загоревшись, несется к земле. Но мы быстро разгадали тактику немецких летчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи наведения радио, эшелонировать группы самолетов так называемой «этажеркой». Именно в эти дни в нашем полку родился «соколиный удар», разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным». К концу сражения на Кубани им было одержано ещё 11 побед.
1 июля 1944 года гвардии капитан Г.А. Речкалов награжден второй Золотой Звездой за 415 боевых вылетов,112 воздушных боев, 48 личных и 6 групповых побед.
После назначения А.И. Покрышкина заместителем командира полка Г.А. Речкалов становится командиром первой авиаэскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он назначен командиром 16 гв. иап.
16 июля 1944 года он одержал очередную победу – сбил Ju.87. Отличительной чертой Г.А. Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя и, как бы не складывалась обстановка в воздухе, почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы.
Вскоре полк был передан в состав 1-го Украинского фронта и принял участие в Львовско-Сандомирской операции. Затем действовал над Польшей, Вислой и Одером. Последние бои Г.А. Речкалов провел над Берлином в апреле 1945 года.
Закончил он Великую Отечественную войну на «Аэрокобре» с 61 личными и 4 групповыми победами, одержанными в более 420 успешных боевых вылетах и 122 воздушных боях. Согласно исследованиям М.Ю. Быкова, ещё 3 личные победы, одержанные им летом 1941 года, не были записаны на его боевой счет.
Григорий Андреевич Речкалов был награжден орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени и Красной Звезды (дважды). Стал почетным гражданином города Бельцы, где начался его боевой путь.
После войны, Г.А. Речкалов ещё долго оставался на службе в ВВС. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1959 году, в звании генерал-майор, он был уволен в запас. Жил и работал в Москве. Написал книги: «В гостях у молодости» (М.,1968), «Дымное небо войны» (Свердловск,1968), «В небе Молдавии» (Кишинев, 1979). На родине Героя был установлен бронзовый бюст и открыт музей.
Умер Григорий Андреевич Речкалов 22 декабря 1990 года в Жуковском. По завещанию, похоронен рядом с матерью, на кладбище поселка Бобровский Сысертского района Свердловской области.
Назад