Российский союз ветеранов Афганистана Свердловской Областной

Добро пожаловать на сайт Свердловской Областной Организации
 имени Героя Советского Союза Юрия Исламова Общероссийской
 Общественной Организации "Российский Союз ветеранов Афганистана"!

навигация
Главная
О нас
Правление
Президиум Правления
Наш фотоархив (мероприятия, праздники)
Наша газета
Страница Юрия Исламова
Книга памяти (Свердл. обл.)
Мемориальная доска 40-й Армии
Афганский мемориал Погранвойск
Семьи погибших
Памятники и мемориалы
Музей "Шурави"
Творчество ветеранов
Культурный центр "Солдаты России"
Воины Отечества
Видео архив
Новые книги
Справочник - Меры социальной поддержки


Патриотическое радио ОТЧИЗНА

70 лет Великой Победы

 Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России)

Екатеринбургское суворовское военное училище          Министерства обороны Российской Федерации

Вшивцев Владимир Сергеевич

Свердловский региональный Совет сторонников партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ»

поиск

МБУ "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты"

Фонд
"Вечная память"
(г. Москва)

Свердловчане,
не получившие награды

С Днем Рождения побратимы!

Встречи однополчан

Помяните нас живые!

Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей














"Свердловское региональное отделение Общероссийской молодёжной патриотической организации Российского Союза ветеранов Афганистана "Наследие"
(СРО ОМПО РСВА "Наследие")


Совместное заявление ветеранских организаций России





25 декабря 2015 года Передовые части 103 гв. ВДД и 3 батальон 345 гв. ОПДП приземлились на аэродромах Кабул и Баграм (1979 г.)



Журнал «Военно-космическая оборона», № 4 за 2008 г.

ВОЗУШНО-ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ

И когда ввод войск в Афганистан стал очевидным, то потребовалось применить 103-ю воздушно-десантную дивизию, находившуюся в европейской части СССР за несколько тыс. км от границы Афганистана (пункты постоянной дислокации - г. Витебск и ст. Боровуха, район Полоцка, командир соединения - генерал-майор Рябченко И. Ф.).

В середине декабря 1979 г. 103-я воздушно-десантная дивизия была поднята по боевой тревоге и с полным боекомплектом и запасами выведена в исходный район, а затем к аэродромам взлета частей ВТА. Штабы ВДВ и ВТА к этому времени уже спланировали переброску дивизии из Белоруссии и десантирование ее в Афганистан на аэродромы Кабул и Баграм.

Для этих целей был задействован почти весь самолетный парк ВТА. Предусматривались промежуточная дозаправка самолетов на аэродромах Поволжья, Южного Урала и Казахстана. Там же предполагалось покормить горячей пищей десантников.

Вся подготовка к переброске и десантированию войск проходила скрытно под видом проведения тактических учений с практическим десантированием. Начиналась она приведением частей в повышенную боевую готовность.

Десантирование (кроме подразделений, предназначенных для захвата аэродромов с целью обеспечения высадки главных сил десанта) планировалось осуществить посадочным способом.

Поскольку аэродромы исходного района находились на значительном удалении от мест дислокации частей дивизии, выдвижение войск к аэродромам осуществлялось комбинированным способом: на ближайшие аэродромы - своим ходом и железнодорожным транспортом, на самые отдаленные - самолетами ВТА.

Для обеспечения скрытности боевая задача частям и подразделениям ставилась предварительная и только на десантирование (без раскрытия районов и аэродромов высадки). Личный состав получил задачу готовиться к десантированию и вступления в бой сразу после высадки.

Части и подразделения десанта несколько суток находились на аэродромах исходного района. Вооружение и техника были загружены в самолеты. На некоторых аэродромах они сосредоточивались в полевых парках, сгруппированные по самолетным группам. Старший каждой группы знал номер самолета, место стоянки и фамилию командира экипажа. Это впоследствии обеспечило быструю погрузку и посадку.

Личный состав был экипирован по-зимнему. Кроме валенок, каждый десантник имел сапоги, которые одевались в зависимости от погоды. Боевое снаряжение включало личное оружие, укомплектованный рюкзак и другое необходимое имущество.

Техническое и тыловое обеспечение десанта в исходном районе осуществлялось силами и средствами аэродромно-технических частей ВВС. Это способствовало сохранению запасов материальных средств частей 103-й вдд. Для поддержания боеготовности БМД и автотранспорта в условиях низких температур аккумуляторные батареи периодически подзаряжались. В самолетах, загруженных боевой техникой, при нахождении их на стоянках, поддерживался надлежащий температурный режим. Эскадрильи и полки ВТА, десантирующие передовые отряды десанта для захвата аэродромов, могли взлететь через 40-50 минут после получения приказа.

Десантирование 103-й гв. вдд осуществлялось посадочным способом. Выброска передовых отрядов не потребовалась. Оба аэродрома (Кабул и Баграм) к этому времени были взяты под контроль подразделениями 345-го опдп.

Условия посадки и взлета близко расположенных аэродромов Кабул и Баграм определили необходимость осуществлять десантирование группами по 6-12 самолетов с расчетом не более часа на их посадку, разгрузку и взлет группы. На разгрузку одного самолета затрачивалось от 15 до 30 минут.

После посадки командиры частей получили непосредственно на аэродроме крупномасштабный план города и карты с нанесенными военными объектами, боевой задачей и краткой пояснительной запиской. Эти документы были заранее подготовлены оперативной группой ВДВ.

При выполнении боевых задач главная ответственность возлагалась на парашютно-десантные полки. Ими в декабре 1979 г. в 103-й гв. вдд командовали: 317-м пдп - подполковник Батюков Н. В., 350-м пдп - подполковник Шпак Г. И., 357-м пдп - подполковник Литовчик К. Г., 345-м опдп командовал подполковник Сердюков Н. И.

Для перевозки личного состава и боевой техники 103-й вдд было совершено 343 самолето-рейса (в том числе 66 рейсов Ан-22, 76 рейсов Ил-76, 200 рейсов Ан-12). Всего на высадку частей и подразделений ВДВ на два аэродрома затрачено 47 часов (посадка первого самолета в Кабуле в 16.15 25 декабря, последнего - в 14.30 27 декабря 1979 г.).

Самолеты приземлялись днем и ночью в среднем каждые 15 минут. За это время в Кабул и Баграм доставлено 7 тыс. 700 чел. личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов.

К сожалению, при переброске десантных подразделений в Кабуле 25 декабря 1979 г. в 19.33 (московского времени) разбился самолет Ил-76 с личным составом и техникой. Экипаж в составе 7 человек (командир капитан Головчин В.В.) и 37 десантников погибли. Причина катастрофы - ошибка в пилотировании, столкновение самолета с горой высотой 4662 м при подлете к аэродрому Кабул (капитан Головчин В.В. садился на известный своей сложностью, особенно в ночное время, аэродром Кабул впервые). Эта катастрофа открыла список наших потерь в Афганистане.

Районы сосредоточения частей и подразделений ВДВ были заранее выбраны и отрекогносцированы офицерами оперативной группы ВДВ во главе с заместителем командующего ВДВ генерал-лейтенантом Н. Н. Гуськовым, которые прибыли в Кабул 23 декабря 1979 г.

С утра 25 декабря 1979 г. советские военные советники и специалисты, работавшие в войсках ПВО Афганистана, с целью исключения возможных враждебных акций со стороны афганских военнослужащих во время высадки частей ВДВ установили контроль над всеми зенитными средствами и местами хранения боеприпасов. Некоторые зенитные установки были ими временно выведены из строя (сняты прицелы, замки и т.п.).

Во время выхода и высадки наших войск в назначенные им пункты иногда возникали сложности. Так, с наступлением темноты на аэродроме Баграм внезапно выключилась светотехническая система обеспечения посадки. В это время самолеты с десантом уже были на подходе. Выяснилось, что систему выключили по приказу начальника авиационного гарнизона, который решил воспрепятствовать прибытию войск. Лишь решительные действия генерал-лейтенанта Н. Н. Гуськова сняли напряжение, исключили тяжелые последствия и обеспечили выполнение задачи.

После высадки подразделения 103-й вдд вышли к важным административным и другим объектам (ЦК НДПА, здания Министерства обороны, МВД, службы безопасности, Минсвязи, казармы некоторых частей) и усилили их охрану. Фактически над этими объектами был установлен контроль советских войск. В некоторых местах офицеры - противники X. Амина, не зная, для чего пришли советские войска, пытались оказать им сопротивление, но были сравнительно быстро разоружены.

К новому 1980 г. размещение полков 103-й вдд в Афганистане было завершено. 317-й гв. пдп дислоцировался в центре Кабула (на дворцовой территории Делькуша), батальон этого же полка выделялся на охрану резиденции Бабрака Кармаля. 357-й гв. пдп расположился в крепости Бала Хисар. 350-й гв. пдп остался в палатках на окраине аэродрома рядом со штабом дивизии. Там же расположились артполк и спецчасти дивизии. Немногие капитальные постройки, доставшиеся десантникам, были в ужасном состоянии. Разоренные и загаженные, они требовали большого труда и затрат материалов, чтобы их приспособить под жилье. К тому же они не имели отопления.

В целом в декабре 1979 г. была проведена беспримерная по размаху и организации аэромобильная операция по переброске войск с одного на другой ТВД на дальность около 4,5 тыс. километров. С этой операцией сопоставима, да и то лишь частично, переброска в течение одной ночи августа 1968 г. двух воздушно-десантных дивизий в Прагу и Брно при вводе объединенных вооруженных сил Варшавского Договора в Чехословакию. Как оказалось впоследствии, это была последняя воздушно-десантная операция Советской армии.

Евгений Григорьевич Никитенко
генерал-майор

 



Назад




навигация

56 ОДШБр
СПЕЦНАЗ

Афганский фотоархив

Воспоминания, дневники

Карты Афганистана
Военная история
Техника и вооружение
Законы о ветеранах
Советы Юриста
Страница Психолога
Военно - патриотическая работа
Поиск однополчан
Гостевая книга
Ссылки
Контакты
Гимн СОО РСВА
Российский Союз ветеранов Афганистана
Победители - Солдаты Великой Войны
Таганский ряд
Музей ВДВ \
Автомат и гитара - стихи и песни из солдатских блокнотов
Ансамбль ВДВ России Голубые береты
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОСТО (ДОСААФ).
 Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества.
Записки офицера спецназа ГРУ.


2006-2024 (с) РСВА Свердловская область
Все права защищены, полное или частичное копирование материалов с сайта только с согласия владельца вопросы и предложения направляйте по адресу info@rsva-ural.ru
Разработка сайта
Дизайн студия D1.ru

Всего посетителей: 14433413